Главная Налоги-2019 КОММЕНТАРИИ к новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 10 Налоговый контроль

Глава 10 Налоговый контроль

ГЛАВА 10

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Новая редакция главы 10 НК кардинальных изменений не претерпела, в нее внесены корректировки с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Статья 71.Налоговый контроль и формы его осуществления

В данной статье определены две формы налогового контроля: учет плательщиков (иных обязанных лиц) и проведение проверок, которые осуществляются с применением методов и способов, установленных МНС.

Статья 72.Проверка

В статье дополнены основания для назначения и проведения проверок по заявлению плательщика, при реорганизации плательщика, для подтверждения обоснованности возврата проверяемому субъекту разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Налоговые органы проводят проверки при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд.

Установлено, что при ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, у которых отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки в течение 36 месяцев подряд, проверки не проводятся.

Статья 73.Камеральная проверка

Данной статьей закладываются новые подходы к проведению камеральной проверки. Они обусловлены спецификой ее проведения, начинающейся с момента представления налоговых деклараций (расчетов) до сопоставления сведений из них с информацией, получаемой налоговым органом посредством различных информационных источников, в том числе внедренной системы учета электронных счетов-фактур.

Предусматривается введение поэтапного проведения камеральной проверки, которая будет включать:

  • предварительный этап ее проведения (осуществляется автоматическая предварительная проверка налоговых деклараций (расчетов) с использованием программных и технических средств и направлением плательщику информационного сообщения, содержащего перечень ошибок в направленной в налоговый орган налоговой декларации (расчете));
  • последующий этап ее проведения (осуществляется сопоставление сведений из налоговых деклараций (расчетов) с информацией, имеющейся в налоговом органе). При установлении отклонений плательщику направляется уведомление с предложением добровольно исполнить налоговые обязательства.

Поэтапное проведение камеральной проверки повысит эффективность процесса контроля без вмешательства в текущую деятельность плательщика, в том числе за счет упразднения процедуры направления уведомлений на стадии предварительного контроля.

При проведении последующего этапа камеральной проверки вводится возможность истребования налоговым органом документов, необходимых для подтверждения конкретных хозяйственных операций. Право истребования документов может быть использовано только в том случае, если плательщиком после получения уведомления в рамках имеющихся у налогового органа сведений, свидетельствующих о нарушении налогового и (или) иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, не представлены дополнительные документы, информация и (или) пояснения либо не внесены соответствующие исправления, либо не представлена налоговая декларация (расчет).

Устанавливается срок, в течение которого налоговым органом должен быть составлен акт камеральной проверки, — три месяца со дня, следующего за днем истечения 10 рабочих дней, в течение которых плательщик должен был представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, налоговую декларацию (расчет) либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы.

Статья 74.Выездная проверка

Изменен период, за который налоговым органом проводится проверка соблюдения проверяемым субъектом налогового законодательства. С учетом внесенных изменений проверка проводится за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года.Вместе с тем в случае представления плательщиком налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль, или налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость, за период, превышающий указанный пятилетний период, проверка проводится за период, за который представлена налоговая декларация (расчет) с изменениями и (или) дополнениями.

Указанный период не ограничивается в случае проведения дополнительной проверки, а также проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам.

Для исключения правовой неопределенности при применении положений, предусматривающих пресекательный срок проверяемого периода по вопросам соблюдения налогового законодательства, установлено, что взыскание налогов, сборов (пошлин) не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда:

проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет;

плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

Статья 76.Наблюдение хронометражным методом при проведении выездной проверки

В ходе наблюдения хронометражным методом в объектах, в которых оказываются бытовые услуги населению, медицинские услуги или осуществляется прием заказов на оказание этих услуг при проведении выездной проверки, изменен порядок применения индекса потребительских цен. Если ранее для расчета среднедневной выручки применялся индекс потребительских цен, устанавливаемый Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, действующий на дату начала проверки, то сейчас будет применяться индекс потребительских цен за месяц, предшествующий месяцу начала проверки. Данные изменения обусловлены практикой поступления сведений от Национального статистического комитета Республики Беларусь.


Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №1 за 2019 год.

Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности