Главная Налоги-2019 КОММЕНТАРИИ к новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 11 Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения

Глава 11 Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения

ГЛАВА 11

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Изменения в правилах трансфертного ценообразования

Общие изменения

Расширился перечень определений терминов, например, раскрыты значения понятий «рыночная цена», «диапазон рыночных показателей рентабельности», «сопоставимые сделки», «рынок товаров (работ, услуг)» и др. Уточнены положения, раскрывающие механизм контроля трансфертных цен, порядок и условия сопоставления сделок, увеличилось число критериев для поиска и определения сопоставимых сделок, определены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при выборе метода сопоставления рыночных цен.

Сделки, подлежащие контролю соответствия рыночным ценам

Сделок, подлежащих контролю соответствия рыночным ценам (далее — контролируемые сделки), стало меньше за счетсокращениякруга лиц, участвующих в данных сделках, а также увеличения суммового порога этих сделок. Так, с 2019 г. к контролируемым сделкам относятся:

1) внешнеторговая сделка со взаимозависимым лицом, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышает:

  • 400 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов), — для организации, не включенной в перечень крупных плательщиков;
  • 2 000 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов), — для организации, включенной в перечень крупных плательщиков, за исключением сделок с резидентами оффшорных зон.

В 2018 г. у организации, не включенной в перечень крупных плательщиков, контролю на предмет трансфертного ценообразования (далее — ТЦО) подлежали внешнеторговые сделки со взаимозависимым лицом, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышала 100 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов). У организации, включенной в перечень крупных плательщиков, в 2018 г. контролю на предмет ТЦО подлежали внешнеторговые сделки как с взаимозависимыми лицами, так и с невзаимозависимыми лицами, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышала 1 000 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов);

2) сделка по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, совершенная со взаимозависимым лицом — налоговым резидентом Республики Беларусь, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершена сделка, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышает:

  • 400 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов), — для организации, не включенной в перечень крупных плательщиков;
  • 2 000 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов), — для организации, включенной в перечень крупных плательщиков.

НК конкретизировано, что к взаимозависимому лицу — резиденту Республики Беларусь, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль, для целей контроля на предмет ТЦО относятся:

  • oрезиденты свободных экономических зон;
  • oплательщики, применяющие особые режимы налогообложения;
  • oплательщики, осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях, резиденты Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

В 2018 г. у организации, не включенной в перечень крупных плательщиков, а также у крупного плательщика такая сделка подлежала контролю на предмет ТЦО, если ее цена (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышала 100 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов);

3) сделка, совершенная со взаимозависимым лицом, с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения, по реализации или приобретению:

  • недвижимого имущества (его части), в том числе сделки, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещений;
  • жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенная после государственной регистрации создания объекта строительства.

По сравнению с 2018 г. указанные сделки в 2019 г. подлежат контролю на предмет ТЦО, только если они заключены со взаимозависимым лицом либо с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими особые режимы налогообложения. Кроме того, НК предусмотрено, что контролю соответствия рыночным ценам не подлежат сделки, в результате которых физическое лицо приобрело в собственность жилое помещение, в котором оно постоянно проживало не менее пяти лет;

4) внешнеторговая сделка по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышает 2 000 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов). В 2018 г. для таких сделок суммовой порог был установлен в размере 1 000 000 белорусских рублей;

5) сделка с резидентом оффшорной зоны по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышает 400 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов). В 2018 г. такие сделки подлежали контролю на предмет ТЦО, если цена сделки (сумма цен сделок) превышала 100 000 белорусских рублей.

Обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 88 НК к сделкам со взаимозависимым лицом приравнивается в том числе совокупность сделок, совершенных с участием (при посредничестве) третьего лица, не являющегося взаимозависимым, при условии, что такое лицо:

  • не осуществляет в этой совокупности сделок существенных функций, за исключением организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не использует никаких активов и (или) не принимает рисков для организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Взаимозависимые лица

В статье 20 НК из состава взаимозависимых лиц исключены отношения между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем, а также доверительным управляющим и организациями, управление имуществом которых осуществляет доверительный управляющий.

С 2019 г. категория лиц, признаваемых взаимозависимыми, расширена. К таким лицам, в частности, отнесены:

  • организации, учредителями (участниками) которых являются физические лица, состоящие в соответствии с законодательством в браке, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя (удочерителя) и усыновленного (удочеренного), опекуна, попечителя и подопечного, если доля прямого и (или) косвенного участия таких физических лиц в этих организациях составляет не менее 20 %;
  • организации, если их подлинным владельцем является одно и то же физическое лицо.

Кроме того, лица могут быть признаны взаимозависимыми в судебном порядке, если отношения между этими лицами оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц.

Разъяснены понятия «подлинный владелец организации». Так, под подлинным владельцем организации понимается физическое лицо, которое непосредственно или через взаимозависимых с ним лиц имеет возможность оказывать решающее влияние на управление организацией или на ее предпринимательскую деятельностьпутем:

  • реализации права собственности на все имущество организации;
  • реализации права назначать единоличный исполнительный орган организации, либо формировать коллегиальный исполнительный орган или совет директоров (наблюдательный совет) организации, либо оказывать решающее влияние на формирование его состава;
  • прямого или косвенного участия в уставном фонде организации в размере, позволяющем влиять на принимаемые ею решения по осуществлению предпринимательской деятельности.

Исключение условия об отклонении от рыночных цен по контролируемым сделкам

С 2019 г. исключается отклонение на 20 % от рыночных цен при контроле соответствия налоговой базы. Исключение условия об отклонении стоимости товаров (работ, услуг) от рыночных цен на 20 % обусловлено завершением шестилетнего периода адаптации плательщиков к правилам контроля трансфертных цен.

В то же время нормами НК предусмотрено, что при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), имущественных прав, примененной сторонами сделки, для целей налогообложения указанная цена соответствует рыночной цене, если налоговым органом не доказано обратное и (или) если плательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка).

Пеня

В целях облегчения адаптации плательщиков к применению новых положений о ТЦО не будет начисляться пеня за налоговые периоды 2019–2022 гг. на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в связи с проведением корректировки налога на прибыль, при условии уплаты этой суммы налога на прибыль не позднее пяти дней со дня представления в налоговый орган по месту постановки на учет налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с отраженной суммой такого налога на прибыль.

Указанное положение не распространяется на случаи корректировки налога на прибыль по результатам проведения налоговым органом проверок по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

В случае, если плательщик воспользовался правом самостоятельно произвести корректировку налоговой базы налога на прибыль, то необходимо вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль представить в налоговый орган сведения:

  • о сделке, в отношении которой произведена корректировка, где указываются дата ее совершения, наименование товара (работы, услуги) с кодом единой Товарной номенклатурывнешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (кодом общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»), вид имущественных прав, цена (доход, прибыль), примененная ранее, и рыночная цена (доход, прибыль), наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) контрагента по сделке;
  • о суммах скорректированных налоговой базы налога на прибыль или убытка.

Указанные сведения излагаются в произвольной форме и могут быть дополнены плательщиком иной информацией, характеризующей произведенную корректировку. Как и ранее, корректировка налоговой базы налога на прибыль или убытка производится, если она не приводит к уменьшению суммы налога на прибыль.

Информация, используемая при сопоставлении условий сделок

С 2019 г. перечень источников информации, используемых при сопоставлении условий сделок, дополнен таким источником, как сведения о рыночной стоимости объектов оценки, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оценочной деятельности, определенной на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии — однородным) товарам в сопоставимом налоговом периоде.

Методы определения рыночных цен

Как и в 2018 г., при сопоставлении результатов коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой и сопоставляемой сделок используются пять методовопределения рыночных цен: метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли.

С 2019 г. изменилась последовательность их применения, а также допускается использование комбинации двух и более методов. Для каждого метода определения рыночных цен оговорены подходы, которыми следует руководствоваться при выборе метода. Так, если существует возможность применения:

  • метода сопоставимых рыночных цен или любого другого метода, — применяется метод сопоставимых рыночных цен;
  • метода цены последующей реализации, или затратного метода, или метода сопоставимой рентабельности, или метода распределения прибыли, — применяется метод цены последующей реализации.

Кроме того, предусмотрено, что метод цены последующей реализации применяется при наступлении одного или нескольких следующих обстоятельств:

oлицо, осуществившее перепродажу, не владеет и соответственно не использовало объекты нематериальных активов, которые могут оказать существенное влияние на уровень его валовой рентабельности;

oпри перепродаже с товаром не осуществлялись операции, которые повлияли на его характеристики. К таким операциям относятся предпродажная подготовка (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка и др.), смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Затратный метод применяется при:

  • выполнении работ (оказании услуг), за исключением случаев, когда при выполнении работ (оказании услуг) используются нематериальные активы, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности затрат исполнителя работ (услуг);
  • оказании услуг по управлению денежными средствами, включая осуществление операций на рынке ценных бумаг и (или) валютном рынке;
  • продаже сырья или полуфабрикатов взаимозависимому лицу;
  • реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по долгосрочным договорам между взаимозависимыми лицами;
  • изготовлении продукции из давальческого сырья.

Метод распределения прибыли применяется при:

  • невозможности использования иных методов определения рыночных цен и при наличии взаимосвязи деятельности, осуществляемой сторонами анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), которые являются взаимозависимыми лицами;
  • наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты нематериальных активов, оказывающих существенное влияние на уровень рентабельности (при отсутствии однородных сделок, предметом которых являются объекты нематериальных активов, совершенных с лицами, не являющимися взаимозависимыми).

Для целей применения методов определения рыночных цен, расчета показателей рентабельности, а также информирования налоговых органов две и более анализируемые сделки могут быть объединены в группу анализируемых однородных сделок при условии, что такие сделки взаимосвязаны или имеют непрерывный или регулярный характер и в отношении таких сделок совпадают осуществляемые стороной (сторонами) сделок функции, принимаемые риски, используемые активы.

С 2019 г. при применении метода цены последующей реализации, затратного метода, метода сопоставимой рентабельности осуществляется выбор анализируемой стороны сделки, которая отвечает следующим требованиям:

  • осуществляет менее сложные функции в анализируемой сделке;
  • принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;
  • не обладает объектами нематериальных активов, которые оказывают существенное влияние на уровень рентабельности.

НК установлено, что налоговый орган осуществляет контроль соответствия цены рыночной цене в анализируемой сделке с использованием примененного плательщиком метода определения рыночных цен, за исключением случаев, когда налоговый орган обоснует, что примененный плательщиком метод не позволяет наиболее точно определить рыночную цену применительно к анализируемой сделке. В этом случае налоговый орган вправе определить иной метод определения рыночных цен.

Информирование налоговых органов об анализируемых сделках

Как и ранее, плательщик обязан проинформировать налоговый орган о совершенной им анализируемой сделке путем внесения сведений о каждой такой сделке в электронный счет-фактуру и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур. Сведения вносятся в электронный счет-фактуру независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.

Также плательщик, включенный в перечень крупных плательщиков, обязан составлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены (далее — документация). С 2019 г. документация таким плательщиком составляется по внешнеторговым сделкам только с взаимозависимым лицом и если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышает 2 000 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов).

Как и прежде, документация составляется организациями по внешнеторговой сделке по реализации или приобретению стратегических товаров, при этом для таких сделок увеличен порог с 1 000 000 до 2 000 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов).

С 2019 г. предусмотрено, что документация не составляется по сделкам:

  • совершенным на бирже, если цена сделки сложилась по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством, за исключением сделок со взаимозависимыми лицами (в том числе сделок, приравненных к сделкам со взаимозависимыми лицами) и резидентами оффшорных зон;
  • в отношении которых в соответствии с настоящей главой заключено соглашение о ценообразовании.

С 2019 г. документация будет представляться в налоговый орган по его требованию при проведении проверок и по форме, установленной МНС. Налоговый орган вправе истребовать документацию не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены анализируемые сделки.

Соглашение о ценообразовании

С 2019 г. вводится возможность заключения соглашения о ценообразовании между МНС и плательщиком, включенным в перечень крупных плательщиков, а также организацией, совершившей анализируемые сделки в сумме более 2 000 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов). Соглашение предусматривает, что на стадии планирования сделки между плательщиком и налоговым органом согласовывается методика определения рыночной цены.

Заключение соглашения позволит плательщику не составлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, а налоговый орган, если плательщиком будут соблюдены условия соглашения, не будет доначислять налог на прибыль в отношении таких сделок.

Для того, чтобы заключить соглашение (продолжительность которого составляет до трех лет), плательщик должен подать в МНС заявление и следующие документы:

  • проект соглашения о ценообразовании в двух экземплярах;
  • документы о деятельности плательщика, связанной с контролируемыми сделками, в отношении которых плательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании, с информацией о таких сделках;
  • бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность за последний финансовый год;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании. Размер государственной пошлины составляет 500 базовых величин.


Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №1 за 2019 год.

Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности