Главная Налоги-2019 КОММЕНТАРИИ к новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ V. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ, СБОРЫ (ПОШЛИНЫ) ГЛАВА 15. АКЦИЗЫ

ГЛАВА 15. АКЦИЗЫ

В рамках комплексной переработки НК глава 15 структурно преобразована в целях ее соответствия порядку изложения элементов налоговой системы, предусмотренных в Общей части НК.

Применительно к наиболее значимым изменениям, нашедшим свое отражение в обновленной главе, можно отметить следующие.

1. Принимая во внимание современную тенденцию на создание национальных брендовых напитков, в Республике Беларусь с 2014 г. организовано производство зерновых дистиллятов и крепких спиртных напитков на их основе с полным технологическим циклом (от сырья до готового напитка).

СПРАВОЧНО

Зерновой дистиллят — это дистиллят, полученный путем одно- или многократной перегонки сброженного сусла из зерна злаковых культур (рожь, пшеница, тритикале) и (или) приготовленного из него солода до крепости не более 94,8 % с сохранением аромата и вкуса используемого сырья.

С целью развития данного направления производства, позволяющего повысить экспортные возможности организаций, и учитывая, что зерновой дистиллят является инновационным продуктом, с 2019 г. зерновой дистиллят отнесен к товарам, не признаваемым подакцизными.

Новый порядок применяется по зерновому дистилляту, отгруженному (переданному) с 1 января 2019 г.

2. С учетом положительной практики применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2015 г. № 173 «Об освобождении от акцизов отдельных видов товаров» его нормы, предусматривающие освобождение от акцизов алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 %, вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %, пива, пивных коктейлей, сидров, табачных изделий собственного производства, реализуемых владельцам магазинов беспошлинной торговли для их последующей реализации в таких магазинах, в целях закрепления их на постоянной основе перенесены в НК.

3. Нормы Указа Президента Республики Беларусь от 8 октября 2014 г. № 471 «Об особенностях деятельности организаций алкогольной и пивоваренной отраслей», предоставляющего право плательщикам при реализации (передаче) алкогольной продукции, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольных натуральных напитков, иных слабоалкогольных напитков), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %, сидров (за исключением фруктово-ягодных) и (или) пива определять для целей исчисления и уплаты акцизов в бюджет момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их оплаты, в целях закрепления их на постоянной основе включены в статью 149 НК.

4. Наименование группы подакцизных товаров, именуемой ранее как «масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей», изложено как «масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания» с целью упрощения отнесения тех или иных видов данных товаров к подакцизным товарам.

5. Перечень товаров, признаваемых подакцизными, дополнен такой позицией, как «табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания», единица измерения для целей исчисления суммы акцизов определена как 1 кг содержащейся в них табачной смеси (нагреваемого табака).

Новый порядок применяется по табачным изделиям, предназначенным для потребления путем нагревания, отгруженным (переданным) с 1 января 2019 г.

6. С 2019 г. организации, приобретающие подакцизные товары (покупатели) по цене без акцизов на условиях последующего их целевого использования и допустившие нецелевое использование таких подакцизных товаров, признаются плательщиками акцизов. Обязательство по исчислению и уплате акцизов возникает у этих покупателей при нецелевом использовании приобретенных подакцизных товаров. Соответственно продавцы подакцизных товаров при их нецелевом использовании покупателями не будут нести финансовую нагрузку по уплате акцизов в таких случаях.

Указанное новшество призвано обеспечить более справедливый подход к взиманию акцизов.

Это такие операции, как:

  • использование (реализация, передача) не по целевому назначению дизельного топлива, приобретенного (полученного) для производства дизельного топлива с метиловыми эфирами жирных кислот;
  • использование (реализация, передача) не по целевому назначению:
  • спирта этилового — сырца из пищевого сырья, приобретенного (полученного) для производства спирта этилового ректификованного;
  • спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, приобретенного (полученного) для производства алкогольной продукции, уксуса и слабоалкогольных напитков;
  • спирта, приобретенного (полученного) для производства лекарственных средств, ветеринарных препаратов;
  • спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта 7 % и более, приобретенной (полученной) для производства безалкогольных напитков.

Новый подход применяется в следующем порядке.

По реализованным (переданным) подакцизным товарам (дизельное топливо, спирт, спиртосодержащая продукция) по цене, не включающей в себя сумму акцизов, на условиях их целевого использования покупателями, дата отгрузки (передачи) которых приходится по 31 декабря 2018 г. (включительно), обязательства по исчислению и уплате акцизов в случае нецелевого использования этих подакцизных товаров покупателем несет их продавец.

По таким товарам, дата отгрузки (передачи) которых продавцом приходится на период с 1 января 2019 г., обязательства по исчислению и уплате акцизов в случае нецелевого использования этих подакцизных товаров несет покупатель. При этом момент фактической реализации для целей исчисления и уплаты акцизов определяется покупателем как приходящийся на налоговый период день составления первичного учетного документа, а при отсутствии первичного учетного документа — день составления иного документа, подтверждающего использование (реализацию, передачу) подакцизных товаров не по целевому назначению.

7. К освобождаемым от налогообложения акцизами с 2019 г. отнесены объемы спирта, отгруженного (отпущенного) для производства ветеринарных препаратовюридическим лицам Республики Беларусь, которым разрешено их производство. Ранее от налогобложения акцизами освобождались объемы спирта, отгруженного (отпущенного) только для производства лекарственных средств юридическим лицам Республики Беларусь, которым разрешено их производство.

8. В отношении размера ставок акцизов реализованы следующие подходы.

В части алкогольной и табачной продукции:

  • сохранение ставок акцизов на крепкие алкогольные напитки, вина плодовые крепленые и пиво на уровне 2018 г. в целях обеспечения эффективной работы предприятий — производителей данной продукции;
  • индексация ставок акцизов на иные виды алкогольной продукции в пределах прогнозируемого параметра инфляции (5 %);
  • поэтапное увеличение ставок акцизов на табачные изделия в целом на 15 % (в I полугодии 2019 г. — на 10 %, во II полугодии 2019 г. — на 5 %);
  • установление с 1 января 2019 г. ставки акцизов в отношении табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания, в размере 116,76 руб. за 1 кг содержащейся в них табачной смеси (по аналогии с Российской Федерацией на уровне 60 % от ставки акцизов на премиальную категорию сигарет).


СПРАВОЧНО

Данные изделия реализуются в потребительской упаковке по 20 штук с указанием веса чистого табака. При пересчете на единицу потребительской упаковки ставка акцизов на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, составит 0,71 руб. на пачку из расчета 6,1 г табачной смеси в пачке.

В части нефтепродуктов:

  • снижение ставок акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо на 25 %;
  • сохранение ставок акцизов на дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот, на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, на уровне 2018 г.;
  • индексация ставок акцизов на масло моторное, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания, в пределах прогнозируемого параметра инфляции.

Статья 156.Особенности применения ставок акцизов на сигареты с фильтром и порядок уведомления плательщиком о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром и их соответствии ценовым группам

В данной статье определены особенности применения ставок акцизов на сигареты с фильтром и порядок уведомления плательщиком о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром и их соответствии ценовым группам, урегулированы вопросы исключения неактуальных марок сигарет из уведомления о максимальной розничной цене сигарет с фильтром, а также размещаемой на официальном сайте МНС информации о заявленных и применяемых плательщиками максимальных розничных ценах сигарет с фильтром.

В частности, данной статьей предусмотрено, что в случае изменения соответствия максимальной розничной цены за пачку сигарет одной из трех ценовых групп, производство и (или) ввоз которых не осуществляются, новое уведомление о максимальной розничной цене сигарет с фильтром не представляется. При этом информация о заявленных плательщиками максимальных розничных ценах за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и соответствии этих цен одной из трех ценовых групп размещается на сайте МНС в течение трех лет по истечении года, в котором они заявлены либо изменены.

Соответственно в январе 2019 г. МНС совместно с заинтересованными будет проведена работа по исключению неактуальных марок сигарет из информации о заявленных и применяемых плательщиками максимальных розничных ценах сигарет с фильтром.


Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №2 за 2019 год.

Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере по состоянию на 31.12.2018 г.
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности