Главная Налоги-2019 КОММЕНТАРИИ к новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ V. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ, СБОРЫ (ПОШЛИНЫ) ГЛАВА 16. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

ГЛАВА 16. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В целях реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» в НК включены системные меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и стимулирование реинвестирования прибыли. Это:

  • расширение возможности применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера в 1,5 раза: по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам — с 10 % до 15 %, по машинам, оборудованию и транспортным средствам — с 20 % до 30 %;
  • снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов при условии не распределения на потребление полученной прибыли в течение 3 лет — до 6 %, в течение 5 лет — до 0 %.

В НК введено понятие нормируемых затрат, все виды которых в целях упрощения администрирования включены в отдельную статью.

При этом в отношении отдельных видов таких затрат плательщикам предоставлено право их учитывать по нормативу, установленному в размере 1 % от выручки с учетом НДС (для банков — от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей, устанавливающей особенности определения валовой прибыли банками, за вычетом доходов, относящихся к внереализационным).

Для налогового учета расходов на автомобильное топливо возможно использовать данные технической документации завода-изготовителя, а при их отсутствии — самостоятельно устанавливать нормы его расхода до утверждения этих норм в установленном порядке.

Кроме того, плательщикам предоставлено право самостоятельного утверждения норм потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей (норм естественной убыли) в случае отсутствия таких норм, установленных законодательством.

Одновременно сняты ограничения по включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) технологических (неизбежных) потерь при производстве и (или) транспортировке товарно-материальных ценностей. Теперь в отношении таких затрат не предусмотрено каких-либо ограничений для их налогового учета.

В соответствии с законодательством коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8.

С учетом этого НК предусмотрено ограничение по отнесению на затраты, учитываемые при налогообложении, стоимости управленческих услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения.

В бухгалтерском учете предусмотрено проведение переоценки и обесценения не только в отношении основных средств, но и нематериальных активов. В связи с этим по аналогии с основными средствами суммы дооценки и восстановления обесценения нематериальных активов не будут включаться в состав внереализационных доходов, а суммы обесценения нематериальных активов относятся к затратам, не учитываемым при налогообложении прибыли.

Для решения проблемных вопросов, связанных с исчислением налога на прибыль, предусмотрено предоставление права плательщикам включать во внереализационные доходы некоторые виды платежей (суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, причитающиеся к получению при применении иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств) по факту их получения, если соответствующий порядок определен учетной политикой плательщика.

Также плательщику предоставлено право определения даты отражения в составе внереализационных расходов сумм неустоек (штрафов, пеней) за нарушение обязательств, — либо в момент признания их в бухгалтерском учете, либо по факту их перечисления контрагенту.

Кроме этого, плательщик вправе при определении размера налогового обязательства по налогу на прибыль включать в состав внереализационных расходов резервы по сомнительным долгам. Так, если задолженность не погашена более 45 дней, уменьшить налоговую базу возможно на 50 % от суммы задолженности. Если же задолженность не погашена более 90 дней, в состав внереализационных расходов можно включить всю сумму долга.

В целях налогового стимулирования секьюритизации — нового вида привлечения финансирования, предусмотренного Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)» и направленного на развитие финансового рынка, а также иных сфер экономики, испытывающих потребность в заемных ресурсах, расширения источников финансирования коммерческих организаций, ускорения оборота денежных средств, для компенсации потерь субъектов хозяйствования при проведении операций по уступке требований проблемной задолженности в рамках секьюритизации специальной финансовой организации (далее — СФО) отрицательная разница между балансовой стоимостью активов, передаваемых СФО в рамках операции секьюритизации, и суммой средств, поступающих от СФО по договорам уступки прав (требований), включается в состав внереализационных расходов.

На основании подпункта 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» внебюджетные централизованные инвестиционные фонды вправе формировать республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Федерация профсоюзов Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком, в то время как в редакции НК, действовавшей в 2018 г., поименованы только инвестиционные фонды, сформированные республиканскими органами государственного управления.

Для единообразного отражения в налоговом учете денежных средств, поступающих из инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с законодательством, соответствующие дополнения учтены в новой редакции НК.

Новые подходы реализованы в статье 176 «Особенности определения валовой прибыли банками» НК.

При этом такие подходы не изменили принципы налогообложения, не повлияли на размер налоговой базы, а позволили упростить налоговый учет банков, сблизив его с бухгалтерским.

В статье 176 НК учтены специфика банковской деятельности по отношению к другим видам коммерческой деятельности, существенные различия планов счетов бухгалтерского учета банков и иных организаций, а также использование характерных для банков показателей для определения прибыли.

В частности, у организаций основными показателями деятельности, используемыми для определения прибыли на основании данных бухгалтерского учета, являются выручка от реализации и затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В банковском бухгалтерском учете эти показатели не применяются и соответственно отсутствуют, а в качестве показателей, участвующих в определении прибыли и учитываемых при налогообложении, используются показатели доходов и соответствующих им расходов.

Также большая часть внереализационных доходов и расходов, определенных в НК для целей налогообложения, и которым соответствуют эти же показатели, отражаемые в бухгалтерском учете организаций, в бухгалтерском учете банков числятся как операционные доходы и расходы.

Такое несоответствие усложняет налоговый учет банков, в связи с чем принято решение о корректировке норм НК, регулирующих особенности определения валовой прибыли данной категорией плательщиков.

Предусматривается установление ставки налога на прибыль в размере 25 % в отношении прибыли микрофинансовых организаций. Такое компромиссное решение выработано с Национальным банком Республики Беларусь при реализации его предложения по освобождению от НДС микрофинансовых организаций.

Редакцией НК, действовавшей в 2018 г. (подп. 1.2 п. 1 ст. 140), предусмотрена льгота по налогу на прибыль в части прибыли организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), передаваемой в виде спонсорской помощи для строительства и (или) реконструкции объектов физкультурно-спортивного назначения или использованной на оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права ряду бюджетных и общественных организаций.

НК с 1 января 2019 г. расширен перечень получателей такой спонсорской помощи за счет включения в него Белорусского Общества Красного Креста, общественного объединения «Белорусская ассоциация многодетных родителей» и Международного общественного объединения «Взаимопонимание».

Льгота по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации произведенных продуктов детского питания, согласно новой редакции НК применяется в отношении прибыли от реализации произведенных продуктов питания для детей раннего возраста, т.е. до 3 лет (как и было ранее), а также дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) (п. 5 ст. 181 «Льготы по налогу на прибыль» НК).

Также срок действия налоговой льготы по операциям с корпоративными облигациями установлен на бессрочный период.

Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» внесены изменения в Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530.

Так, в соответствии с подпунктом 56.2 пункта 56 вышеуказанного Положения для обеспечения выполнения принятых на себя страховых обязательств страховая организация из прибыли, полученной от осуществления инвестиций посредством вложения средств математических резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, и их размещения, образует резерв дополнительных выплат.

В свою очередь, согласно редакции НК, действовавшей в 2018 г., суммы изменения страховых резервов (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах) в сторону увеличения включаются в затраты страховых организаций по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Таким образом, прибыль, полученная от инвестирования и размещения средств страховых резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, и направляемая на увеличение резерва дополнительных выплат, относится к затратам страховой организации и уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Учитывая изложенное, исключена налоговая льгота в отношении прибыли, полученной страховыми организациями в результате осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов (математических резервов и резервов дополнительных выплат) и их размещения по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемой на увеличение накоплений застрахованных лиц.

Статья 180. Постоянное представительство иностранной организации. Особенности определения валовой прибыли иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

В отношении постоянных представительств иностранных организаций:

  • пунктом 3 статьи 180 НК увеличен до ста восьмидесяти дней срок выполнения работ, оказания услуг иностранными организациями без возникновения постоянного представительства — аналогично, как в пункте 4 статьи 180 для строительной площадки, монтажного или сборочного объекта;
  • пунктом 10 статьи 180 НК закреплено право поквартального представления заключения аудиторской организации (аудитора) иностранного государства для подтверждения зарубежных затрат, учитываемых при налогообложении прибыли иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • частью третьей пункта 12 статьи 180 НК установлено право пересчета управленческих и общеадминистративных зарубежных затрат в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последний день квартала, в котором они были приняты к учету в иностранном государстве (при отсутствии в таком заключении информации о датах их принятия к учету).


Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №3 за 2019 год


Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере по состоянию на 31.12.2018 г.
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности