Главная Налоги-2019 КОММЕНТАРИИ к новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ V. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ, СБОРЫ (ПОШЛИНЫ) ГЛАВА 19,20. НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ, ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

ГЛАВА 19,20. НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ, ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Налог на недвижимость, земельный налог

(в отношении организаций)

Из объектов налогообложения налогом на недвижимость исключены здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.

Кроме того, из объектов налогообложения налогом на недвижимость исключены мобильные здания (ранее — здания сборно-разборные и передвижные). Данное изменение связано с изменениями, внесенными в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

Предусмотрена отмена ограничения на применение в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых превышены сроки строительства, установленные проектной документацией.

В целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот (повышения эффективности использования) неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов с 1 января 2014 г. областным (Минскому городскому) Советам депутатов было предоставлено право увеличивать, но не более чем в пять раз, ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в специальный перечень.

С 1 января 2016 г. полномочия областных (Минского городского) Советов депутатов были расширены, и они получили возможность увеличивать ставки налога на недвижимость по таким объектам до 10 раз.

Принимая во внимание:

  • незначительную величину в абсолютном выражении сумм налога на недвижимость, исчисленных в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), включенных в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, и земельных участков, на которых такое имущество расположено;
  • затруднение, а в ряде случаев невозможность реализации стимулирующей функции увеличенных до 10 раз ставок налога на недвижимость в части ускорения вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (что следует из увеличивающегося из года в год количества объектов, пополняющих перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества;
  • сложное администрирование в части формирования перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов, выявления таких объектов, множество спорных вопросов, возникающих при определении эффективности использования капитальных строений (зданий, сооружений) и т.д.


с 1 января 2019 г. отменяется право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям.

В рамках повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в отношении возведенных после 1 января 2019 г. капитальных строений (зданий, сооружений) для плательщиков-организаций предусматривается установление пониженных ставок налога на недвижимость на четыре года, начиная со второго года после их приемки в эксплуатацию с плавным увеличением ставки к четвертому году (второй год — 0,2, третий — 0,4, четвертый — 0,6, пятый — 0,8).

Кроме того, с учетом позиции бизнес-сообщества и требований Администрации Президента Республики Беларусь предусмотрено ограничение прав местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость. Так, устанавливается, что с 2020 г. они смогут увеличить (уменьшить) ставку налога на недвижимость не более чем в два раза.

В 2019 г. применяются решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) не более чем в два с половиной раза ставок налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков, принятые до 1 января 2019 г.

Дополнительно определено, что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на:

  • унитарные предприятия общественных объединений инвалидов и учреждения общественных объединений инвалидов;
  • организации, признанные в соответствии с законодательством Республики Беларусь экономически несостоятельными (банкротами), в процедуре ликвидационного производства;
  • капитальные строения (здания, сооружения), их части, в отношении которых применяются ставки, установленные абзацами четвертым–седьмым подпункта 1.1 пункта 1 статьи 230 «Ставки налога на недвижимость» НК.

В целях приведения терминологии НК в соответствие с терминологией пункта 4 перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, предоставляется в безвозмездное пользование (прил. к Указу Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150), внесены изменения в НК в части непризнания бюджетных организаций плательщиками земельного налога в случае, если объекты недвижимости таких организаций, расположенные на их земельных участках, передаются в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания курсантов в учреждениях образования.

Аналогичное изменение предусмотрено в отношении передачи организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога.

В пункте 1 статьи 238 «Объекты налогообложения земельным налогом» НК конкретизирован объект налогообложения земельным налогом, в частности предусмотрено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование.

Согласно редакции НК, действовавшей в 2018 г. (ст.192 и ст.194), бюджетные организации и организации, имеющие право на льготу, признаются плательщиками земельного налога или утрачивают право на льготу в случае сдачи ими в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, в том числе независимо от того, что это имущество может находиться в аренде несколько часов или дней в пределах одного календарного месяца.

При этом в один день может быть заключено несколько договоров аренды (например, на час или два). Вместе с тем независимо от того, сколько времени капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места находились в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании, организации обязаны в силу указанных положений НК исчислять и уплачивать земельный налог за целый месяц.

Такой порядок делает неоправданно «дорогими» для арендаторов (ссудополучателей) случаи разовой почасовой аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества бюджетных организаций, что сводит к минимуму количество заключаемых договоров такой аренды имущества и соответственно лишает бюджетные организации дополнительных источников доходов. В целях исключения таких случаев, а также снижения налоговой нагрузки на бюджетные организации в НК внесена норма, согласно которой они не будут признаваться плательщиками земельного налога при сдаче имущества в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование в случае, когда период нахождения такого имущества в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании начинается и заканчивается в пределах одного календарного месяца.

НК дополнен уточняющей нормой об освобождении от земельного налога земельных участков, занятых берегоукрепительными сооружениями.

Кроме того, пункт 3 статьи 239 «Льготы по земельному налогу» НК дополнен словами «научно-технологическими парками — их резидентам», что позволит сохранить освобождение технопарков от земельного налога в случае сдачи ими в аренду недвижимого имущества своим резидентам.

С 1 января 2019 г. отменено право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки земельного налога по земельным участкам, занятым неиспользуемым (неэффективно используемым) имуществом.

В 2019 г. областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов (далее в настоящей главе — местные Советы депутатов) имеют право увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков не более чем в два с половиной раза.

Кроме того, предусмотрено ограничение прав местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога. Так, установлено, что с 2020 г. они смогут увеличить (уменьшить) ставку земельного налога не более чем в два раза.

Дополнительно определено, что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на:

  • унитарные предприятия общественных объединений инвалидов и учреждения общественных объединений инвалидов;
  • организации, признанные в соответствии с законодательством Республики Беларусь экономически несостоятельными (банкротами), в процедуре ликвидационного производства;
  • земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, в отношении которых применяются коэффициенты, установленные в пункте 12 статьи 241 «Ставки земельного налога» НК.


Также с 2019 г. отменен коэффициент 10 к ставкам земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению ввиду наличия установленной законодательством административной ответственности за данные правонарушения.

Кроме того, отменен с 1 января 2019 г. коэффициент 2 к ставкам земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены объекты сверхнормативного незавершенного строительства.

Установлено, что земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, признаются объектом налогообложения земельным налогом. При этом предусмотрено, что в отношении таких земельных участков применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию.

НК также определяются срок и период уплаты земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, срок подачи налоговых деклараций (расчетов) по таким земельным участкам, а также порядок взаимодействия землеустроительных служб и налоговых органов по вопросу их выявления и последующего налогообложения.

Одновременно устанавливается, что суммы земельного налога, исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, не включаются в затраты плательщиков, учитываемые при налогообложении.

Ставка земельного налога на земельные участки, на которых размещены автомобильные заправочные и газонаполнительные станции, снижена с 3 % до 2 %.

Ставки земельного налога, установленные в белорусских рублях (прил. 3 и 4 НК), индексируются на прогнозный уровень инфляции в целях их адаптации к инфляционным процессам.

Кроме того, как и в 2018 г., НК предусмотрено определение налоговой базы земельного налога (кадастровой стоимости) в белорусских рублях с ее индексацией по отдельным зонам на прогнозный уровень инфляции. При этом в отношении производственной зоны установлен особый порядок индексации кадастровой стоимости.

Так, статьей 4 Закона установлено, что налоговая база земельного налога на 1 января 2019 г. для исчисления и уплаты земельного налога в 2019 г. определяется по видам функционального использования земель в следующем порядке:

  • для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2018 и 2019 гг.;
  • для общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
  • для производственной зоны — в белорусских рублях путем пересчета действующей на 1 января 2018 г. кадастровой стоимости этой зоны, определенной в долларах США по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированной с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2017 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2018 и 2019 гг.


Вышеуказанной статьей Закона также закреплена переходная норма, в соответствии с которой решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) не более чем в два с половиной раза ставок налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков, принятые до 1 января 2019 г., применяются в 2019 г. без учета норм пункта 2 статьи 230 «Ставки налога на недвижимость» и пункта 10 статьи 241 «Ставки земельного налога» НК и подлежат приведению в соответствие с указанными нормами при подготовке решений областных Советов депутатов или по их поручению местных Советов депутатов базового территориального уровня и Минского городского Совета депутатов об увеличении (уменьшении) ставок этих налогов на 2020 г.

Налог на недвижимость, земельный налог

(в отношении физических лиц)

Для физических лиц, владеющих объектами недвижимого имущества и земельными участками, сохраняются действующие в настоящее время порядок уплаты налога на недвижимость и земельного налога, налоговые льготы.

Налоговые ставки налога на недвижимость и земельного налога для физических лиц также не претерпели изменений.

При этом предусматривается поэтапное ограничение права Советов депутатов на повышение ставок налога на недвижимость и земельного налога для физических лиц (до 2019 г. НК было предоставлено право увеличивать ставки налога до 2,5 раза):

  • на 2019 г. — не более чем в два с половиной раза;
  • на 2020 г. и последующие годы — не более чем в два раза.


Также отменяется право областных (Минского городского) Советов депутатов на увеличение (до десяти раз) ставок налога на недвижимость и земельного налога по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, и земельным участкам, на которых они расположены, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Кроме того, упраздняется применение коэффициента 10 к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.


Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №4 за 2019 год.


Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности