Главная Налоги-2019 КОММЕНТАРИИ к новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 2 Плательщики налогов, сборов (пошлин). Налоговые агенты и иные лица

Глава 2 Плательщики налогов, сборов (пошлин). Налоговые агенты и иные лица

ГЛАВА 2
ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН). НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ И ИНЫЕ ЛИЦА

Статья 14. Плательщики налогов, сборов (пошлин)

Как следует из содержания статьи, плательщики налогов, сборов (пошлин) — это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины. Для целей налогообложения в статье раскрываются понятия как организации, так и физического лица. Указанные понятия не претерпели изменений по сравнению с прежней редакцией Общей части НК.

Статья 15. Белорусские и иностранные организации

В статье установлено разделение плательщиков-организаций на белорусские и иностранные исходя из их места нахождения, правила определения которого регламентируются статьей 16 НК.

Организации с местом нахождения в Республике Беларусь в налоговом законодательстве именуются белорусскими организациями, а имеющие место нахождения за пределами территории республики — иностранными. Такое деление необходимо и принципиально важно ввиду того, что именно эти признаки являются определяющими в вопросах установления налогового резидентства плательщика-организации и обусловленного таким резидентством применения положений налогового законодательства Республики Беларусь в отношении того или иного субъекта хозяйствования.

Статья 16.Место нахождения организации

Статья регламентирует совокупность правил, по которым определяется место нахождения плательщика-организации. Общее правило определения места нахождения плательщика-организации, которое позволяет на общих основаниях и без каких-либо дополнительных процедур решать вопрос установления места нахождения для подавляющего большинства субъектов хозяйствования, это место государственной регистрации организации.

В соответствии с общемировой практикой создания (учреждения) юридических лиц, как правило, все организации подлежат государственной или иной аналогичной регистрации. Исходя из применяемых в конкретном государстве подходов могут различаться только процедура и состав органов (государственные или негосударственные органы), которым законодательством страны вменяется в обязанность такая регистрация. В частности, это могут быть региональные или местные органы исполнительной власти либо торгово-промышленные палаты. Пунктом 2 статьи 16 НК предусмотрены дополнительные правила определения места нахождения плательщика-организации, которые могут быть последовательно применены налоговыми органами в случае, когда общее правило установления такого места в отношении конкретной организации не может быть использовано.

Согласно законодательству Республики Беларусь в отношении такой формы хозяйствования, как простые товарищества (относимые Общей частью НК к организациям), государственная регистрация не проводится и такие товарищества не являются юридическими лицами. В связи с этим к ним необходимо применять специальное положение, согласно которому местом нахождения простого товарищества признается место нахождения (место жительства) того ее участника, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку от деятельности этого товарищества до ее распределения.

Статья 18.Место жительства физического лица

В статье установлен единый порядок определения места жительства физического лица. Из нее исключены положения об определении места жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, исходя из места жительства их родителей, усыновителей или опекунов. Местом жительства для всех физических лиц (независимо от возраста и статуса) будет признаваться место, где лицо зарегистрировано по месту жительства, при отсутствии такого места — место, где оно постоянно или преимущественно проживает, а в случае, если данные об этом установить невозможно, — место нахождения имущества этого лица.

Статья 19.Индивидуальные предприниматели

Статьей предусмотрена более однозначная по сравнению с предыдущей редакцией норма о том, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательных актов, исполняют налоговые обязательства, возложенные налоговым законодательством на индивидуальных предпринимателей. Иные обязанности, возлагаемые на индивидуального предпринимателя налоговым законодательством, этим лицом не исполняются (например, обязанность вести в установленном порядке учет доходов (расходов), представлять налоговые декларации (расчеты)).

Статья 21.Права плательщика

Новая редакция статьи, определяющей перечень прав плательщика, кардинальных изменений не претерпела.

Появилась общая норма, предусматривающая, что плательщик может обращаться за изменением установленного законодательством срока уплаты налога, сбора (пошлины), пеней, а также за осуществлением административных процедур, а не только подавать заявления с целью зачета (возврата) налога, сбора (пошлины) или выдачи ему выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней, но и для осуществления иных предусмотренных законодательством административных процедур.

Закреплено новое право плательщика — знакомиться с находящимися в налоговом органе налоговыми декларациями (расчетами), другими документами и (или) информацией, которые относятся к исчислению и (или) уплате им налогов, сборов (пошлин), если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статья также дополнена правом плательщика использовать в целях реализации своих прав и законных интересов информацию о субъектах хозяйствования и их деятельности, размещаемую в глобальной компьютерной сети Интернет на едином портале электронных услуг. Это позволит субъектам хозяйствования осуществлять проверку деловой репутации своих бизнес-партнеров, не возлагая на государство ответственность за несвоевременное выявление субъектов, в деятельности которых усматриваются признаки лжепредпринимательства.

Статья 22.Обязанности плательщика

В данной статье расширен перечень организаций, которые не обязаны ежегодно представлять в налоговые органы годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность. К таким организациям помимо некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, относятся бюджетные организации и иностранные организации, не осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения.

Определен перечень документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, а также возможность представления в налоговые органы перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности как в письменной, так и в электронной форме. При этом перечень документов не является закрытым ввиду специфики деятельности субъектов хозяйствования в различных сферах экономики. Обращаем внимание, что плательщик не может представить документы, подтверждающие факт наличия дебиторской задолженности, по сделке, по которой истекли сроки исковой давности.

Новой редакцией статьи устанавливается единый срок представления копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, как в налоговые, так и в таможенные органы — не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней.

С 1 января 2019 г. белорусские организации обязаны ежегодно представлять информацию в налоговый орган не только об открытии или закрытии счетов в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь, но и о движении денежных средств по этим счетам.

В обязанности плательщикам вменяется обеспечение наличия предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей, без привязки к местам их реализации и средствам транспортировки, а также проверка предоставленных контрагентом сделки первичных учетных документов на соответствие их законодательству.

Следует обратить внимание на единый срок представления плательщиком в налоговый орган сведений — не позднее десяти рабочих дней со дня наступления событий, указанных в подпункте 1.9 пункта 1 статьи 22 НК.

Статья 24.Право на представительство в отношениях, регулируемых налоговым законодательством

Статья объединила в себе предписания, содержащиеся ранее в статьях 24 – 27 НК прежней редакции. Кроме того, учитывая введение института налоговых консультантов, она дополнена нормой, предусматривающей, что налоговый консультант является уполномоченным представителем плательщика, который осуществляет свои полномочия не на основании доверенности, а на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

Статья 25.Действия (бездействие) представителей плательщика

Действия (бездействие) органов управления организацией либо ее законных представителей (например, руководителя, главного бухгалтера или других должностных лиц) рассматриваются как действия (бездействие) самой организации. При этом к ответственности за допущенные налоговые правонарушения могут быть привлечены как сам налогоплательщик-организация, так и ее законные представители, поскольку привлечение к ответственности самой организации не освобождает ее должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 26.Право на участие в налоговых отношениях независимо от места постановки на учет, места жительства

Новая статья, которая предусматривает возможность обращения физических лиц в налоговый орган не только по месту жительства, но и в любой налоговый орган, что позволит реализовать на практике так называемый экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков.

Реализация принципа предоставления налоговых услуг по экстерриториальному принципу позволит в значительной степени сократить издержки плательщиков, повысить качество их обслуживания, что в конечном итоге создаст более комфортные условия для добровольного исполнения налоговых обязательств.

В статье предусмотрено право плательщиков получать от налоговых органов независимо от места постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

Экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков означает, что любое физическое лицо (за исключением нотариуса и адвоката, осуществляющих деятельность индивидуально) сможет подать налоговую декларацию по подоходному налогу, декларацию о доходах и имуществе, уведомление о начале осуществления деятельности по заявительному принципу либо обратиться завыполнением любой административной процедуры в любой налоговый орган, а не только в налоговый орган по месту жительства.

На первоначальном этапе принцип экстерриториальности обслуживания вводится только для физических лиц, поскольку иные плательщики (организации и индивидуальные предприниматели) активно используют электронное взаимодействие с налоговыми органами (более 80 % субъектов хозяйствования обращаются в налоговые органы в электронном виде). В свою очередь, не у всех физических лиц в настоящее время есть возможность такого взаимодействия. Кроме того, имеет место привычка граждан лично обращаться в уполномоченный орган.

Статья 27.Порядок взаимодействия с плательщиком

Новая статья, в которой уточняются способы взаимодействия налоговых органов с плательщиками и обмена между ними документами или информацией. Согласно данной статье документы или информация могут быть представлены плательщиком в налоговый орган или направлены налоговым органом плательщику в письменной или электронной форме.

В электронной форме документы или информация могут быть представлены плательщиком в виде электронного документа, а физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в электронном виде, т.е. в форме документа, подтверждение целостности и подлинности которого осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

В свою очередь налоговым органом плательщику документы или информация в электронной форме будут направляться в виде электронного документа в личный кабинет плательщика, за исключением случая отсутствия у плательщика личного кабинета, при котором документы или информация будут направляться в письменной форме.

Размещенные налоговым органом в личном кабинете плательщика документы и (или) информация в электронной форме не вручаются (не направляются) плательщику в письменной форме.

Налоговый орган вправе для сверки документов и (или) информации, представленной плательщиком в электронном виде, запросить у него их оригиналы.

Статья 29.Налоговая тайна

В статью, регулирующую этот вопрос, внесены корректировки в части сведений о дате уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Согласно предложенной редакции любая дата уплаты таких сборов, а не только первоначальная не будет являться налоговой тайной.


Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №1 за 2019 год.

Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности