Главная Налоги-2019 КОММЕНТАРИИ к новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 3 Элементы налогообложения

Глава 3 Элементы налогообложения

ГЛАВА 3
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья 33.Налоговая база и налоговая ставка (ставки). Порядок определения и корректировки налоговой базы и (или) суммы налога (сбора)

Введены положения, определяющие основания для корректировки налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога (сбора) исходя из всех фактических сведений и обстоятельств совершения хозяйственных операций при проведении проверки субъекта хозяйствования. При этом прекращается практика признания контролирующими органами первичного учетного документа не имеющим юридической силы для целей налогообложения, а также порядок налогообложения хозяйственных операций, оформленных такими документами. В сегодняшних реалиях важна суть хозяйственной операции и фактические обстоятельства ее совершения. Следует отметить, что корректировка налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога (сбора) будет производиться налоговым органом исключительно при наличии подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта в каждом конкретном случае. Таким образом, внесенные изменения позволят более объективно подходить к вопросам применения ответственности к субъектам хозяйствования за занижение налоговой базы и неуплату налогов (сборов), а также окажут положительное влияние на повышение инвестиционной привлекательности страны. Кроме того, в условиях наработки правоприменительной практики по данной статье все проводимые проверки будут находиться на особом контроле в МНС.

Статья 35. Льготы по налогам, сборам (пошлинам)

В рамках проводимой работы по оценке эффективности налоговых льгот и сокращению их количества статью дополнили положением, предусматривающим необходимость проведения периодической оценки эффективности применения налоговых льгот, в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, с учетом результатов которой будет приниматься решение об их сохранении или отмене.

Изменения коснулись предоставления льгот физическим лицам по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты. С 1 января такие льготы будут предоставляться местными Советами депутатов (местными исполнительными и распорядительными органами) по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, отдельным плательщикам — физическим лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ранее такие льготы предоставлялись исходя из имущественного положения плательщика. При этом под трудной жизненной ситуацией согласно подпункту 2.28 пункта 2 статьи 13 НК понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от физического лица, которое оно не может преодолеть за счет имеющихся у него возможностей, и влекущее неисполнение налогового обязательства.

Кроме этого, с трех до пяти лет со дня возникновения налогового обязательства увеличен период, в течение которого плательщик может воспользоваться налоговыми льготами.


Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №1 за 2019 год.

Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности