Главная Комментарии

КОММЕНТАРИЙ к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2017 № 527 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь»

24.07.2017
Рубрика: Нормативные правовые акты и комментарии

КОММЕНТАРИЙ*
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь
от 14 июля 2017 г. № 527 «О внесении изменений и дополнений
в постановления Совета Министров Республики Беларусь»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 527 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 527) принято в целях совершенствования порядка учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с использованием приборов учета, а также контроля за объемами производства и вовлечения в оборот данных товаров с учетом практики применения действующих правовых норм.

Постановлением № 527 предусматриваются изменения, касающиеся установления требований по обеспечению организациями, осуществляющими производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, контрольного учета производимой ими продукции с применением приборов учета, снятию показаний приборов учета (фискальных данных), а также их хранению.

Положение о порядке учета табачных изделий с помощью приборов учета готовой продукции, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2005 г. № 62 (далее — Положение № 62), и Порядок учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта с применением приборов учета продукции, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 1194 (далее — Порядок № 1194), излагаются в новой редакции.

Для однозначного понимания норм Положения № 62 и Порядка № 1194 при осуществлении контрольного учета объемов производимых табачных изделий, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта с использованием различных видов приборов учета вводится значение применяемых в указанных документах терминов «фискальная память», «фискальные данные».
Обеспечение контрольного учета табачных изделий, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (далее — продукция) и непищевого этилового спирта (далее — спирт), а также хранения и передачи фискальных данных в соответствии с требованиями Положения № 62 и Порядка № 1194 возложено на руководителей организаций — производителей табачных изделий, продукции и спирта (далее — организации-производители). В целях обеспечения полноты учета и недопущения утраты фиксируемой в фискальной памяти приборов учета информации расширен перечень случаев, в которых руководителю организации-производителя необходимо обеспечить снятие показаний приборов учета.

Учитывая, что фискальная память является программно-аппаратным средством прибора учета, снятие полного объема данных непосредственно из фискальной памяти и при необходимости очистка (обнуление) архива фискальной памяти требует наличия специального оборудования, доступа (вход под паролем) и знаний. Положением № 62 и Порядком № 1194 определены случаи, при наступлении которых снятие фискальных данных должно производиться комиссией, созданной приказом руководителя организации-производителя. При этом снятие фискальных данных о производимых табачных изделиях производится в присутствии представителя (представителей) организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт приборов учета (далее — обслуживающая организация) и должностного лица (должностных лиц) инспекции Министерства по налогам и сборам (далее — инспекция МНС). При снятии фискальных данных о производимых продукции и спирте — в присутствии представителя (представителей) юридических лиц, осуществляющих изготовление и (или) ввоз на территорию Республики Беларусь, техническое обслуживание, ремонт приборов учета (далее — организации-изготовители) и должностного лица (должностных лиц) инспекции МНС по месту постановки на учет либо инспекции МНС по месту расположения производства. Положением № 62 и Порядком № 1194 определен порядок снятия и хранения фискальных данных в вышеуказанных случаях. Порядок снятия фискальных данных предусматривает снятие и запись с микросхем фискальной памяти приборов учета на сменные накопители информации фискальных данных в полном объеме для возможности в последующем хранить полученные данные и использовать в контрольной работе, составление акта снятия фискальных данных с указанием последних показаний сквозного (накопительного) счетчика. Фискальные данные на сменных электронных носителях и акт снятия фискальных данных хранятся у организации-производителя, обслуживающей организации (организации-изготовителя) и в инспекции МНС в течение трех лет после проведения проверки организации-производителя по вопросам соблюдения налогового и (или) иного законодательства, в том числе по вопросам соблюдения установленного порядка учета табачных изделий, продукции и спирта с применением приборов учета.

В Положении № 62 уточняется налоговый орган, в который организацией-производителем табачных изделий направляются сообщения о штатных и внештатных ситуациях работы приборов учета, — инспекция МНС по месту постановки на учет, а также закреплено требование к допустимой относительной погрешности счета единиц табачных изделий приборами учета, которая не должна превышать +/–0,01 процента.

В связи с тем, что приборы учета продукции и спирта ремонтируются на предприятиях-изготовителях, которые являются нерезидентами Республики Беларусь, и мероприятия, связанные с ремонтом приборов учета, имеют длительную логистику, в Порядке № 1194 увеличен до 60 суток срок использования иных приборов учета на время ремонта основного прибора учета.

Используемые в Порядке № 1194 термины «тара (упаковка)» и «тара» приведены в соответствие с терминами, содержащимися в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), принятом решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769, а именно, заменены соответственно термином «упаковка».

В целях упрощения организации учета алкогольной продукции в соответсвии с новой редакцией Порядка № 1194 организация-производитель такой продукции вправе самостоятельно устанавливать норматив расхождений между объемом продукции, указанным в первичных учетных документах на поступление продукции в цех розлива (упаковки), и объемом готовой продукции, зафиксированным счетчиками штучной спиртосодержащей продукции и счетчиками жидкости (далее — норматив расхождений). Порядок разработки и утверждения организациями-производителями норматива расхождения при учете алкогольных напитков счетчиками также предусмотрен в новой редакции Порядка № 1194. В связи с этим постановлением № 527 отменяется соответствующая административная процедура, предусмотренная в пункте 24.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156. При этом переоформление нормативов расхождений, разработанных до вступления в силу постановления № 527, не требуется. Данные нормативы расхождений действуют до истечения сроков, на которые они утверждены.

Кроме того, в Положение № 62 и Порядок № 1194 вносится ряд изменений редакционного характера.

Для приведения учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с использованием приборов учета организациями-производителями этих товаров, а также организации работы этих приборов учета организациями, осуществляющими их техническое обслуживание, в соответствие с нормами постановления № 527 предусмотрен переходный период. Изменения и дополнения, предусмотренные постановлением № 527, вступают в силу через три месяца после его официального опубликования, с 22 октября 2017 г.

Опубликовано в журнале "Налоги Беларуси" №28.