Главная on-line конференции

Проект изменений в Налоговый кодекс. Результаты работы межведомственной рабочей группы

28.06.2018
Онлайн-конференция 28.06.2018 | 12:30

В ближайшее время на рассмотрение правительства должен быть внесен законопроект по комплексной корректировке Налогового кодекса Беларуси. Подготовку предложений по корректировке основного налогового документа страны с февраля 2018 года осуществляет межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители государственных органов, концернов, бизнес-союзов, Совета по развитию предпринимательства, а также широкий круг экспертов-практиков - аудиторов, бухгалтеров и юристов. В частности, предусматривается снижение налоговой нагрузки, изменение механизма исчисления ряда налогов и упрощение их администрирования, продолжится сближение бухгалтерского и налогового учета.

 

Во время онлайн-конференции заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая прокомментировала наиболее значимые предложения, вошедшие в законопроект, ответила на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.

 

Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".

 

Участники:

    Элла Селицкая
Заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь


Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Какие из новых норм, на Ваш взгляд, являются самыми значимыми?
Селицкая Элла

На мой взгляд, в новом документе будет целый ряд значимых норм. Например, проект Общей части Налогового кодекса содержит новшества, которые упростят налоговое администрирование, поддержат добросовестное исполнение налоговых обязательств, облегчат порядок взаимодействия налоговых органов и плательщиков.

 

Это и изменение подходов к такому болезненному вопросу для плательщиков, как приостановление операций по счетам в банке при неисполнении налогового обязательства, и усовершенствованный механизм проведения камерального контроля, и ограничение суммы пеней, начисленных по результатам проверок, суммой доначисленного налога.

 

Много новшеств ожидается также в части исчисления отдельных видов налогов. Например, изменятся подходы к определению затрат, учитываемых плательщиками при налогообложении: в частности, будет пересмотрен порядок учета нормируемых затрат. Совершенствуется механизм выставления электронных счетов-фактур по НДС, расширяются возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль, пересматриваются права местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога. Также предусматривается индексация критериев выручки для применения УСН, пониженное налогообложение имущественными налогами организаций, возводящих новые объекты недвижимого имущества, дальнейшее сближение бухгалтерского и налогового учета и др.

Тиханович Лариса, ООО "ЮрСпектр", член Экспертного совета АН
Различные бизнес-сообщества, в том числе ООО "ЮрСпектр" как член Ассоциации налогоплательщиков, направили в рабочую группу проблемные вопросы налоговой системы и возможные пути совершенствования. Как строилась работа по рассмотрению данных предложений?
Селицкая Элла

Все члены специальной межведомственной рабочей группы имели возможность представить свои предложения, свое видение решения той или иной проблемы, совершенствования налоговой системы на рассмотрение заседания рабочей группы. Все предложения обсуждались, и выносилось коллегиальное решение либо о принятии предложения, либо о его отклонении, либо о дополнительной проработке.

 

Такая форма обсуждения, когда большое количество специалистов рассматривает какой-то вопрос со своей точки зрения, помогает найти недостатки либо преимущества того или иного предложения, выработать альтернативное решение.

Яцкевич С.А., специалист по налогообложению
Для многих субъектов хозяйствования в части НДС проблемы создают высокие ставки налога, наличие ограничений по вычетам и определенная сложность в администрировании этого налога в виде функционирования ЭСЧФ. Какие изменения предусматриваются в порядке применения вычетов и упрощении расчета НДС, подлежащего уплате? Планируется ли изменение отчетного периода (календарный квартал) для применения вычетов? Будет ли в 2019 году предусмотрена возможность для ИП исчислять НДС "по отгрузке"?
Селицкая Элла

Вопрос возможной отмены ограничений на вычет "входного" НДС прорабатывался с точки зрения внедрения различных вариантов такой отмены. Поскольку отмена ограничений на вычет НДС неизбежно повлечет потери бюджета, данный вопрос прорабатывался в увязке с соответствующими компенсационными мерами, в частности, путем установления в качестве отчетного периода по НДС календарного квартала для всех плательщиков.

 

Было также запрошено мнение всех министерств, ведомств, местных органов власти. При рассмотрении предложенных вариантов на заседании специальной межведомственной рабочей группы при Министерстве финансов было принято решение на сегодняшнем этапе сохранить как порядок осуществления налоговых вычетов, так и возможность плательщикам выбирать отчетный период (месяц или квартал).

 

С 2019 года для индивидуальных предпринимателей будет введена возможность исчислять НДС "по отгрузке".

Яцкевич С.А., специалист по налогообложению
На сайте МНС (во вкладке "Работа с Налоговым кодексом" http://www.nalog.gov.by/ru/rabota-nalog-codeks) и в журнале "Налоги Беларуси" (№17, 2018, с. 10) приведена информация, посвященная обсуждению вопроса, касающегося ставок НДС. После ознакомления с информацией, приведенной в вышеуказанных источниках, возникает ряд вопросов: будет ли установлена единая, общая для всех ставка НДС? Если да, то на каком уровне она планируется и какой эффект ожидается от такого нововведения для всех сторон – для государства, налогоплательщиков, граждан? Если нет, то сохранится ли специальная повышенная ставка НДС 25% при реализации услуг электросвязи? Будет ли отменена расчетная ставка НДС, и как организации розничной торговли будут исчислять НДС?
Селицкая Элла

Ставки НДС планируется сохранить на действующем уровне.

Яцкевич С.А., специалист по налогообложению
Поскольку НК предусматривает значительное количество изменений и дополнений, что планируется сделать для своевременного ознакомления плательщиков с новой редакцией НК?
Селицкая Элла

В связи с тем, что Налоговый кодекс излагается в новой редакции, изменений ожидается больше обычного, а значит и разъяснительная кампания будет проведена широкомасштабная. Безусловно, важнейшей задачей специалистов налоговых органов будет являться оперативное информирование плательщиков о новых положениях Налогового кодекса через все доступные каналы. Это и размещение информации в СМИ, и организация конференций, семинаров, круглых столов.

Семенчикова Елена Аркадьевна
Что в новом НК будет предусмотрено для совершенствования и сближения базовых принципов налогового и бухгалтерского учета? Какие изменения появятся в НК-2019, обусловленные таким сближением, при исчислении НДС, прибыли, УСН с ведением бухгалтерского учета?
Селицкая Элла

Сближение налогового и бухгалтерского учета - один из основных принципов, которых мы придерживаемся при выработке предложений для включения в Налоговый кодекс. В частности, принято решение установить одинаковые правила для определения выручки по различным видам операций как для целей бухгалтерского учета, так и для целей исчисления всех налогов. Эти предложения подготовлены и уже в ближайшие дни будут обсуждены на заседании специальной межведомственной рабочей группы.

Кармызова Татьяна, специалист ООО "ЮрСпектр"
Планируется ли в рамках сближения с бухгалтерским учетом отказаться в налоговом учете от понятий "внереализационные доходы и расходы", которые уже несколько лет не используются в бухучете? Если в НК-2019 останется понятие "внереализационные операции", планируется ли внести какие-либо изменения в состав и порядок признания внереализационных доходов (расходов)? Планируется ли изменить момент признания в составе внереализационных доходов и расходов неустоек (штрафов), пеней за нарушение договорных обязательств?
Селицкая Элла

Вопрос отмены для целей налогового учета понятий "внереализационные доходы" и "внереализационные расходы" рассматривался не один раз на заседаниях консультативного совета, созданного при Министерстве по налогам и сборам. И всегда именно представители бизнеса были против исключения этих понятий, поскольку соответствующими нормами было достаточно удобно пользоваться, плательщики привыкли к ним.

 

В этом году было принято аналогичное решение, и такая категория доходов и расходов сохранится для целей налогообложения. В то же время перечень внереализационных доходов и расходов несколько расширится, исходя из наработанной практики и появления необходимости включить отдельные доходы и расходы в соответствующие статьи.

 

Что касается внереализационных доходов и расходов в виде штрафов, пеней, неустоек по гражданско-правовым договорам, то эта проблема также озвучивалась представителями бизнеса на протяжении нескольких лет. Принято решение предоставить плательщикам выбор, как учитывать такие доходы (расходы): в момент отражения в бухгалтерском учете или по факту поступления (уплаты).

Бердянков Михаил, Витебск
Ранее сообщалось, что с 2021 года в Беларуси может начаться реформа налогового законодательства. Как Вы считаете, есть ли в этом необходимость? Или корректировки Налогового кодекса в этом году будет достаточно?
Селицкая Элла

Главой государства поставлена следующая задача: после завершения в этом году работы по корректировке Налогового кодекса его редакция не должна подвергаться изменениям в течение следующих трех лет. Соответственно, следующий этап внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс будет приходиться как раз на 2021 год. За это время будет наработана практика применения новых норм, мы увидим, насколько эти нормы будут востребованы бизнесом. Возможно, за эти три года назреет необходимость выработки новых налоговых правил.

Корр. БЕЛТА
В Беларуси в этом году заработал так называемый налог на Google. И уже в первом квартале зарубежные компании-поставщики электронных услуг перечислили в бюджет страны НДС на Br3,1 млн. Как Вы можете оценить эффективность этой новации? Какие проблемы плательщиков были выявлены за этот период, и планируется ли как-то менять механизм взимания НДС с зарубежных компаний?
Селицкая Элла

Поступления налога были ожидаемы. Прогнозы, безусловно, делались, и итоги первого квартала их подтвердили. Оценивая сегодня бюджетную эффективность нововведений, можно сказать, что достигнутые результаты превысили затраченные на это ресурсы.

 

В то же время выявились определенные трудности, например при оплате налога. В первую очередь это сложность прогнозирования времени прохождения платежа от даты перечисления со счетов в иностранных банках до даты поступления на счет налоговых органов, а также расчет суммы перечисления, с учетом того что каждый банк, участвующий в расчетах, удерживает комиссию. Сложности были и при уплате налога в белорусских рублях, поскольку платежи в редких валютах (к каким в международных расчетах относится белорусский рубль) увеличивают число банков-корреспондентов и требования к оформлению платежных инструкций.

 

То есть вопросы есть, они отрабатываются, и это нормальный процесс. Каких-либо изменений в механизме взимания НДС в настоящее время не планируем.

Веркович А.Н., Солигорск
Какие изменения намечаются в сроках создания (выставления) ЭСЧФ, в том числе субъектами хозяйствования, применяющими метод "по оплате"?
Селицкая Элла

Действительно, предложено сдвинуть эти сроки. С 2019 года плательщики, работающие "по оплате", будут обязаны выставить ЭСЧФ не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.

Тиханович Лариса, ООО "ЮрСпектр", член Экспертного совета АН
В числе недостатков белорусской системы УСН плательщики указывают низкие критерии выручки и численности работников, жесткие критерии по видам деятельности, отдельные запреты на применение УСН. Будут ли пересмотрены указанные моменты?
Селицкая Элла

Упрощенная система налогообложения является крайне привлекательной системой. В настоящее время ее применяет почти половина субъектов хозяйствования.

 

После рассмотрения предложений по совершенствованию УСН одобрено увеличение критериев валовой выручки для применения УСН на уровень инфляции. Также будет разрешено применять УСН унитарным предприятиям, собственником имущества которых является некоммерческая организация.

Юлия Витальевна, Минск
Коснутся ли корректировки экологического налога?
Селицкая Элла

Глава "Экологический налог" еще в процессе обсуждения на заседаниях межведомственной рабочей группы. Рассматриваются предложения о сокращении количества загрязняющих веществ, облагаемых экологическим налогом, стимулировании внедрения энергосберегающих технологий.

Кармызова Татьяна, специалист ООО "ЮрСпектр"
Предлагалось упростить методологию определения налоговой базы по налогу на недвижимость, в частности облагать этим налогом здания, сооружения и передаточные устройства, состоящие на счете 01 "Основные средства", уменьшить повышающий коэффициент, устанавливаемый местными Советами. Какие коррективы предусматривается внести в НК?
Селицкая Элла

В соответствии с действующим законодательством налогом на недвижимость здания облагаются независимо от того, на каком счете бухгалтерского учета они отражены. По сооружениям и передаточным устройствам предусматривается налогообложение только в отношении основных средств и долгосрочных вложений. Считаю этот подход к налогообложению недвижимого имущества оптимальным.

 

В части ограничения прав местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов одобрен подход о том, что местные Советы депутатов с 2019 года будут вправе повышать (понижать) ставки налога на недвижимость и земельного налога не более чем в 2 раза (сегодня в 2,5 раза). Кроме того, планируется отменить повышенное налогообложение неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества и земельных участков, занятых таким имуществом.

Корр. БЕЛТА
С 1 июля 2016 года в Беларуси все отечественные плательщики НДС обязаны использовать электронные счета-фактуры (ЭСЧФ). Как Вы оцениваете этот механизм по прошествии двух лет? Какие нарушения встречаются чаще всего?
Селицкая Элла

Механизм функционирования электронных счетов-фактур по НДС доказывает свою эффективность. На сегодняшний день добровольное исправление плательщиками ошибок, выявленных по результатам камерального контроля налоговых деклараций по НДС и информации, содержащейся в ЭСЧФ, на основании направленных плательщикам уведомлений достигает 85-90%.

 

Основными нарушениями, которые выявляются при проведении камерального контроля ЭСЧФ, являются:

- неполное либо несвоевременное выставление (невыставление (ненаправление)) на портал электронных счетов-фактур плательщиками в установленные законодательством сроки ЭСЧФ при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также вовсе непредставление деклараций по НДС при наличии ЭСЧФ на портале;

- невключение в налоговую базу оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по соответствующим ставкам;

- включение в налоговую базу оборотов по реализации товаров (работ, услуг) при наличии выставленных (направленных на портал) ЭСЧФ, в которых неверно указана дата совершения хозяйственной операции - позже фактической даты, указанной в первичных учетных документах;

- неполное либо несвоевременное выставление ЭСЧФ на суммы, полученные из бюджета за реализованные товары, увеличивающие налоговую базу по НДС;

- выставление ЭСЧФ в момент отгрузки без наличия оплаты плательщиками, применяющими метод определения выручки "по оплате", без отражения таких операций в декларации по НДС;

- неверное аннулирование ЭСЧФ;

- неправомерное применение ставки НДС в размере 0% и другие.

За невыставление ЭСЧФ налоговыми органами применяются административные взыскания в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Судас И.Н., г.Минск
Многочисленные проблемы вызывают вопросы налогового учета потерь, недостач при производстве и реализации, процентов по просроченным кредитам, командировочным расходам. Какие изменения планируется осуществить в НК? Как решается вопрос создания резерва по сомнительным долгам?
Селицкая Элла

Вопрос учета при налогообложении недостач, потерь проработан со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, облисполкомами. Принято решение ограничивать для целей налогообложения только потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и реализации материально-производственных запасов. При этом для целей налогообложения такие потери будут учитываться в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством, а при их отсутствии - в пределах норм, установленных собственниками организаций.

 

По резервам сомнительных долгов будет прописан конкретный механизм их формирования в зависимости от сроков возникновения просроченной кредиторской задолженности именно для целей исчисления налога на прибыль. Также мы предлагаем ввести некоторые ограничения по отнесению расходов на создание резервов по сомнительным долгам в состав внереализационных расходов конкретным процентом от выручки - 5%.

Кужель Марина, г.Гомель
Произойдут ли изменения в порядке предоставления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации? Прорабатывается ли возможность создания электронного сервиса, с помощью которого нерезидент сможет самостоятельно (без участия налогового агента) передавать подтверждение своего резидентства, получать информацию об удержанных и уплаченных в Беларуси суммах налога на доходы, заказывать и получать необходимые для избежания двойного налогообложения документы?
Селицкая Элла

В 2018 году МНС планирует создать электронный сервис, на котором будут размещаться справки о налоговом резидентстве, выданные налоговым резидентам Республики Беларусь. Это позволит иностранным контрагентам и налоговым службам проверить налоговый статус белорусских налоговых резидентов.

 

Что касается применения электронных подтверждений, выданных иностранными налоговыми органами, то белорусские налоговые органы принимают такие подтверждения. Соответствующая информация размещена на сайте МНС. Нормативно такой подход закреплен в постановлении МНС №42 в редакции, вступившей в силу с 2018 года.

Тиханович Лариса, ООО «ЮрСпектр», член Экспертного совета АН
Планируется ли внести изменения в порядок определения взаимозависимых лиц? Будут ли эти изменения направлены на сужение круга лиц, признаваемых взаимозависимыми, либо этот круг лиц расширится? Какие сделки будут подпадать под контроль трансфертного ценообразования? В частности, будут ли контролироваться сделки по реализации (приобретению) товаров, работ, услуг между резидентами? Какие новшества предусматривается ввести в 2019 году в отношении контроля трансфертного ценообразования (ТЦО)?
Селицкая Элла

По итогам обсуждения главы по трансфертному ценообразованию с представителями бизнеса и госорганов предусмотрено сужение круга лиц, сделки которых подлежат контролю применения ТЦО, за счет: увеличения в 4 раза для плательщиков, не относящихся к категории крупных, и в 2 раза для крупных плательщиков размера суммы контролируемых сделок плательщиков - они составят соответственно не менее Br400 тыс. и Br2 млн; установления для крупных плательщиков по внешнеторговым сделкам контроля только в отношении сделок с взаимозависимыми лицами, резидентами оффшорных зон и стратегическими товарами - таким образом, исключается контроль сделок ТЦО крупных плательщиков по иным сделкам.

 

Во-вторых, в отношении операций с недвижимым имуществом контроль трансфертного ценообразования согласован по сделкам между взаимозависимыми лицами. При этом в качестве источника информации, содержащего сведения о рыночной стоимости объектов, плательщики будут вправе использовать результаты оценки независимого оценщика, определенные на основании фактически сложившихся рыночных цен.

 

В отношении контроля сделок между резидентами Республики Беларусь изменений не произошло. Контроль применения ТЦО производится в отношении сделок с взаимозависимыми лицами - белорусскими организациями, которые не уплачивают налог на прибыль ввиду того, что относятся к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяют особые режимы налогообложения, и (или) осуществляют деятельность на определенных белорусским законодательством территориях. Контроль ТЦО по сделкам с указанными взаимозависимыми белорусскими организациями производится также в отношении крупных плательщиков.

 

Что касается новшеств в этой сфере, то в налоговом законодательстве появится возможность заключения с налоговым органом соглашения по ценообразованию. Эта норма будет распространяться на организации, включенные в перечень крупных плательщиков, и организации, совершившие анализируемые сделки по реализации (приобретению) работ и услуг, стоимость которых превышает Br2 млн.

 

Согласовано предложение об исключении 20-процентного отклонения цены от минимального значения рыночной цены. Предлагается осуществлять корректировку налога на прибыль, когда есть отклонения цены от минимального и максимального значений диапазона цен.

 

Также предложено до 2022 года (включительно) не начислять пени на суммы налога на прибыль, доначисленного в связи с применением организацией трансфертных цен (за исключением доначисленных по материалам, предоставленным правоохранительными органами).

 

Вопрос увеличения с 20 до 25% доли участия лица в уставном капитале организации для признания их взаимозависимыми лицами решено рассмотреть в случае внесения соответствующих изменений в закон «О хозяйственных обществах».

 

Следует отметить, что при оценке законодательства о контроле трансфертного ценообразования необходимо исходить из того, что большинство плательщиков добросовестно исполняют налоговые обязательства. Вместе с тем имеют место случаи, когда отдельные из них, используя трансфертные цены, уменьшают свои обязательства по налогу на прибыль. Соответственно, налоговые органы в целях предотвращения потерь бюджета, а также во избежание перекладывания налоговой нагрузки на добросовестных плательщиков должны иметь адекватный механизм реагирования посредством проведения налоговых корректировок. Цель контроля ТЦО – не увеличить налоговую нагрузку или заставить всех продавать по одинаковым ценам, а исключить манипулирование ценами, которое возможно ввиду взаимозависимости сторон сделки, осуществления сделок с резидентами оффшорных зон.

 

Цель контроля применения плательщиками трансфертных цен – установление равных условий налогообложения, исключающих возможность влияния на цены ввиду наличия у взаимозависимых сторон сделки особых отношений.

 

При этом нужно учитывать, что контроль трансфертного ценообразования не затрагивает плательщиков, применяющих УСН, индивидуальных предпринимателей.

Читать полностью: http://www.belta.by/printv/onlineconference/view/proekt-izmenenij-v-nalogovyj-kodeks-rezultaty-raboty-mezhvedomstvennoj-rabochej-gruppy-1056/