Главная Инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску ИМНС по Гродненской области Публикации

Путь длиною в 30 лет. Налоговая служба отмечает юбилей

13.07.2020



Профессиональный праздник работников налоговых органов в нынешнем году особенный. 12 июля налоговая служба Республики Беларусь отметит 30-летие со дня создания. Какие изменения произошли за эти годы и в чем заключаются основные приоритеты сегодняшнего дня, в интервью «ГП» рассказал начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области Сергей  Бань. 

– Сергей Иванович, с чего начиналась история налоговой системы на Гродненщине?
– Формирование ее началось весной 1990 года, когда приказом Министерства финансов руководителем Государственной налоговой инспекции Министерства Финансов БССР по Гродненской области был назначен Николай Фирулев. Он стоял у истоков образования налоговых органов области.

Словами благодарности и огромной признательности за труд сегодня нужно отметить Александра Антоненко, Виталия Киреёнка, Лидию Семашко, принимавших эстафету руководства, а также  наших работников, стоявших у истоков образования налоговой службы и внесших значительный вклад в ее становление, продолжающих работать по сей день. Это Тамара Стасевич, Светлана Панасик, Елена Василюк, Наталья Плахетко, Иван Гирик, Ирина Эйсмонт, Виктор Ринкевич, Ирина Мордикова и многие другие.

– Какие изменения произошли за эти годы?
– За последние годы налоговая служба Беларуси претерпела серьезные изменения, которые коснулись как инновационной и технологической составляющей ее деятельности, так и принципов взаимодействия с плательщиками налогов. Сегодня развитие налоговой системы идет по пути ее преобразования в клиентоориентированную службу с высоким качеством обслуживания плательщиков, контролем за исполнением налогового законодательства и совершенствованием предоставления налоговых услуг.

Информационная открытость, модернизация сервисных возможностей стали приоритетными направлениями деятельности налоговых органов. Проводится активная работа по созданию комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств. На сегодняшний день на Гродненщине уже функционируют два центра обслуживания плательщиков – на базе инспекций МНС по Лидскому району и Ленинскому району Гродно. Открытие еще одного такого центра планируется в областном центре.

– Выполнение доходной части бюджета по-прежнему остается главной задачей налоговых органов? 
– Проводимая инспекциями области работа с плательщиками вот уже на протяжении многих лет позволяет обеспечить выполнение доходной части бюджетов  всех уровней. За первое полугодие 2020 года в консолидированный бюджет области поступило 1295 миллионов рублей, в том числе в республиканский – 597,8 миллиона рублей, местные бюджеты – 697,2 миллиона рублей. 

Бюджет области пополняют свыше 435 тысяч плательщиков, в том числе порядка 16 тысяч организаций, 27 тысяч индивидуальных предпринимателей и 393 тысячи физических лиц. Наиболее значительный вклад в формирование доходов консолидированного бюджета внесли организации – 96,5 процента от общих поступлений в бюджет. 

– Какие организации можно назвать бюджетообразующими? 
– Безусловно, финансовый потенциал экономики базируется на крупных предприятиях области. Лидирующие позиции занимают ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман», ГРУПЭ «Гродноэнерго», ОАО «Гродненский ликеро-водочный завод», ОАО «Лидское пиво»,  Гродненский филиал РУП «Белтелеком», ОАО «Дятловский ликеро-водочный завод «Алгонь» и другие. 

– Если говорить о представителях малого бизнеса, каков их вклад в казну?
– Субъекты малого предпринимательства обеспечивают более 9 процентов доходов бюджета, из них 7,3 процента – организации и 1,9 процента  – ИП. Наиболее популярны среди них упрощенная система налогообложения, которую применяют более 23 тысяч субъектов хозяйствования, а также особый режим налогообложения, предусматривающий уплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, используют его около 8 тысяч плательщиков.

– Насколько актуальна сегодня контрольная работа, и какие ее направления приоритетные? 
– Контрольная работа проводится в условиях минимального вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования и осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера. Это  проведение мониторинга и  направление  рекомендаций по устранению и недопущению выявленных недостатков, сокращение количества выездных проверок и переход к дистанционному анализу имеющейся у налоговых органов информации на предмет полноты уплаты налогов. 

С 2017 года в инспекциях созданы подразделения камерального контроля, которые позволяют без выхода на проверку предотвращать правонарушения без применения административной ответственности. Таким образом, приоритетной задачей налоговых органов в сфере контроля являются не фискальные меры, а профилактическая работа.

– Налоговые органы уже не первый год активно применяют сферу электронного взаимодействия с плательщиками. 

– Для оказания электронных налоговых услуг создан ряд функционалов, позволяющих заполнять и передавать налоговые декларации в электронном виде, внедрены разнообразные сервисы для поиска, передачи и обмена информацией, оформления документов, заявлений в электронном виде, для взаимодействия с банками и многое другое.

На сегодняшний день более 88 процентов субъектов хозяйствования могут взаимодействовать с налоговыми органами в электронном формате, а это 33 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей.

– Что бы вы хотели пожелать коллегам накануне профессионального праздника?

– Сформированный квалифицированный кадровый потенциал налоговых органов области позволяет нам системно и целенаправленно решать задачи по обеспечению устойчивого формирования доходов бюджета. Пользуясь случаем, хочу выразить признательность всем, кто честно и достойно служит профессии. Убежден, что профессиональные качества и подход к делу, творческий потенциал будут и впредь обеспечивать эффективную деятельность налоговой службы.

Ирина АНИКЕВИЧ
Читать в газете “Гродненская правда”от 11 июля 2020 года