Главная Инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску ИМНС по Минску Публикации

Как налоговые органы столицы выявляют недобросовестных плательщиков и лжепредпринимательские структуры, пресекают теневой бизнес

08.11.2016

О том, как налоговые органы столицы выявляют недобросовестных плательщиков и лжепредпринимательские структуры, пресекают теневой бизнес, рассказал начальник инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску Андрей Соболевский

— Андрей Владимирович, много ли в городе субъектов хозяйствования, которые создают теневые структуры и используют серые схемы?

— В основном организации Минска — добропорядочные налогоплательщики. Но есть исключения. В поле зрения налоговиков попадают недобросовестные субъекты хозяйствования, использующие схемы минимизации налоговых обязательств с участием лжепредпринимательских структур. За 9 месяцев нынешнего года инспекции города выявили и провели проверки 402 организаций, применивших подобные схемы. Из них 263 случая — в сфере торговли (взыс­кали 4,9 миллиона рублей), 68 — строительства (взыскали 1 миллион), 42 — производства (взыскали 0,7 миллиона) и 29 — оказания услуг (взыскали 0,4 миллиона рублей).

— Мошенники, видимо, рассчитывают на то, что налоговые органы не смогут раскрыть их схемы…

— И напрасно. В нашем распоряжении не только сведения, представленные самими плательщиками, но и информация других государственных органов. Всего инспекции МНС используют в работе 44 программных комплекса и 17 баз других государственных органов, к которым предоставлен удаленный доступ.

— Что происходит с теми организациями, которые контактировали с лжепредпринимателями?

— Все зависит от гражданской ответственности субъектов хозяйствования.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 488 они могут самостоятельно заплатить налоги по сделкам с лжепредпринимательскими структурами. В этом случае не возникнут штрафные санкции и, возможно, удастся избежать уголовной ответственнос­ти за уклонение от платежей. Также можно перечислить налоги по уведомлению инспекции. В противном случае субъектов ждет серьезная проверка со всеми последствиями, преду­с­мотренными законодательством. За 9 месяцев на основании направленных налоговыми органами уведомлений такие организации самостоятельно осуществили налогообложение совершенных хозяйственных операций и уплатили в бюджет 335,7 тысячи рублей.

— Какие нарушения налогового законодательства совершаются явно преднамеренно?

— Их можно разделить на две основные группы. Первая — минимизация налогов различными способами, в том числе с применением лжепредпринимательских структур. А также нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг. Например, продажа товаров без выдачи чеков. Для второй группы характерно, в частности, хранение товарно-материальных ценностей либо отпуск товаров в продажу без документов и, как следствие, сокрытие выручки.

— Можно ли это предот­вратить?

— Существенным моментом в отношениях налоговых органов и субъектов хозяйствования является предупреждение возможных нарушений, а в случае выявления — предоставление плательщикам права самостоятельно их устранять. И приоритетом здесь является камеральный контроль. Анализ показывает: в основе большинства уклонений по налогам на добавленную стоимость (НДС) лежат сделки с лжепредпринимательскими структурами. Они предъявляют покупателям товаров (работ, услуг) НДС в первичных учетных документах, но при этом не уплачивают налог в бюджет либо уплачивают в значительно меньшем размере. В действующих условиях, когда проверка проводится один раз в 2-5 лет, выявление такой ошибки приводит к начислению значительных сумм пеней и применению административных штрафов или иной ответственности. А оперативный камеральный контроль позволяет уже в день представления налоговой дек­ларации (расчета) выявить неправомерно принятые к вычету суммы НДС без применения административных штрафов.

— Помогает ли в работе электронный документо­оборот?

— В настоящее время одним из основных направлений в организации контрольной дея­тельности налоговых органов является борьба с теневым бизнесом и лжепредпринимательскими структурами. В условиях постоянного роста количества субъектов хозяйствования, попадающих в реестр лжепредпринимательских структур, система электронных счетов-фактур в борьбе с налоговым мошенничеством стала очень действенным механизмом. Такой подход исключает сокрытие предъявленных покупателю сумм НДС и зачета налога, не исчисленного продавцом. Это предотвращает необоснованный возврат денежных средств из бюджета. Система также обеспечивает прозрачность в налоговом администрировании и предоставляет плательщикам возможность более эффективно использовать время и материальные ресурсы. В связи с изменением в стране подходов к планированию и проведению проверок, ежегодным ростом количества плательщиков, сокращением численности работников налоговых органов все актуальнее становился переход к созданию электронной системы мониторинга уплаты налогов. Она позволит осущест­влять оперативный контроль, направленный на выявление схем ухода от налогообложения, еще на стадии приема налоговых деклараций.

В инспекциях города на постоянной основе совместно с администрациями районов проводятся заседания комиссий по выявлению лжепредпринимательских структур.