На основании пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ) рядом областных Советов депутатов приняты решения об уменьшении в 2 раза в течение II и III кварталов 2020 г. размера применяемых в этот период ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), исходя из которых в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) производятся исчисление и уплата единого налога в 2020 году (далее – решения Советов депутатов). Указанные решения распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 года. В этой связи Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информирует о следующем.
Справочно: в настоящее время приняты решения об уменьшении размера ставок единого налога Брестским, Витебским, Гродненским, Могилевским и Минским областными Советами депутатов.
1. Индивидуальные предприниматели
Уменьшение ставок единого налога, предусмотренное решениями Советов депутатов, является одним из видов льгот (пункт 2 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – НК).
Индивидуальные предприниматели-плательщики единого налога, исчислившие единый налог за II и (или) III кварталы 2020 г. без применения уменьшений, предусмотренных решениями Советов депутатов, вправе внести необходимые изменения в налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за II и (или) III кварталы 2020 г. и пересчитать единый налог, при соблюдении условий, предусмотренных частью второй пункта 4 статьи 35 НК.
Справочно: Плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (часть первая пункта 4 статьи 35 НК).
Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком в соответствии с частью первой пункта 4 статьи 35 НК, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий:
Уменьшение размера ставок единого налога, предусмотренное решениями Советов депутатов, применяется к ставкам единого налога, исходя из которых в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона, производятся исчисление и уплата единого налога в 2020 году. Соответственно, уменьшение размера ставок единого налога, предусмотренное решениями Советов депутатов, не применяется к ставке единого налога в размере одной базовой величины, установленной Указом Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Для внесения вышеуказанных изменений необходимо в налоговой декларации (расчете) по единому налогу за II и (или) III кварталы 2020 г.:
Учитывая, что уменьшение ставок единого налога, предусмотренное решениями Советов депутатов, является одним из видов льгот, те индивидуальные предприниматели, которые воспользуются такими льготами за II и (или) III кварталы 2020 г., обязаны заполнить приложение «Сведения о размере и составе использованных льгот» к форме налоговой декларации (расчета) по единому налогу за II и (или) III кварталы 2020 г. (пункт 108 Инструкции). При этом в графе 2 указанного приложения необходимо отразить: «Уменьшение ставки единого налога, пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143».
При расчете индивидуальными предпринимателями доплаты единого налога за II и III кварталы 2020 г. определение сорокакратной суммы единого налога, предусмотренной пунктом 14 статьи 342 НК, производится исходя из размера ставок единого налога, определяемых в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона, без учета уменьшения размера ставок, предусмотренного решениями Советов депутатов.
Пример 1 (условный):Индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога. Оказывает услуги через обслуживающий объект на территории г. Витебска. Ставка единого налога, определяемая в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закон, составляет 100 рублей. Плательщик не имеет права на льготы, предусмотренные статьей 340 НК.
В марте 2020 года им была представлена налоговая декларация (расчет) по единому налогу за II квартал 2020 года в которой указаны месяцы осуществления деятельности: апрель, май, июнь. За каждый из указанных месяцев исчислен единый налог исходя из ставки 100 рублей.
В установленный срок произведена уплата единого налога за апрель и май 2020 года.
В соответствии с решением Витебского областного Совета депутатов от 12.05.2020 № 157 размер ставок единого налога, применяемых во II и III кварталах 2020 года, уменьшен в два раза. Указанное решение вступило в силу 17.05.2020 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
Следовательно, с 17.05.2020 индивидуальный предприниматель вправе воспользоваться указанной льготой и внести изменения в налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за II квартал 2020 года, пересчитав единый налог за апрель (с 01.04.2020 по 30.04.2020), за май (с 01.05.2020 по 31.05.2020) и за июнь (с 01.06.2020 по 30.06.2020). При этом при внесении изменений в налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за II квартал 2020 года по каждому месяцу отчетного квартала в пункте 1 листа 2-услуги-n, в частности, указывается:
Кроме того, необходимо заполнить приложение «Сведения о размере и составе использованных льгот».
Пример 2 (условный):Индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога. Осуществляет розничную торговлю через торговый объект на территории г. Витебска. Ставка единого налога, определяемая в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закон, составляет 100 рублей. Плательщик имеет право на льготы, предусмотренные статьей 340 НК: является инвалидом.
В марте 2020 года им была представлена налоговая декларация (расчет) по единому налогу за II квартал 2020 года в которой указаны месяцы осуществления деятельности: апрель, май, июнь. За каждый из указанных месяцев исчислен единый налог с учетом льготы, предусмотренной статьей 340 НК, в размере 80 рублей.
В установленный срок произведена уплата единого налога за апрель и май 2020 года.
В соответствии с решением Витебского областного Совета депутатов от 12.05.2020 № 157 размер ставок единого налога, применяемых во II и III кварталах 2020 года, уменьшен в два раза. Указанное решение вступило в силу 17.05.2020 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
Следовательно, с 17.05.2020 индивидуальный предприниматель вправе воспользоваться указанной льготой и внести изменения в налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за II квартал 2020 года, пересчитав единый налог за апрель (с 01.04.2020 по 30.04.2020), за май (с 01.05.2020 по 31.05.2020) и за июнь (с 01.06.2020 по 30.06.2020). При этом при внесении изменений в налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за II квартал 2020 года по каждому месяцу отчетного квартала в пункте 1 листа 2-торговля, общественное питание-n, в частности,указывается:
Кроме того, необходимо заполнить приложение «Сведения о размере и составе использованных льгот» как в отношении льготы по снижению ставки единого налога, предусмотренной статьей 340 НК, так и в отношении льготы по снижению ставки единого налога на основании пункта 3 Указа в соответствии с решением Витебского областного Совета депутатов.
Пример 3 (условный):Индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога. Во II квартале 2020 года (с 01.04.2020 по 30.06.2020) оказывает услуги через обслуживающий объект на территории г.Витебска. Ставка единого налога, определяемая в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закон, составляет 100 рублей.
В соответствии с решением Витебского областного Совета депутатов от 12.05.2020 № 157 размер ставок единого налога, применяемых во II и III кварталах 2020 года, уменьшен в два раза.
Плательщик не имеет права на льготы, предусмотренные статьей 340 НК, но за II квартал 2020 года (за апрель, май и июнь) воспользовался льготой в виде уменьшения размера ставок единого налога, предусмотренной решением Витебского областного Совета депутатов от 12.05.2020 № 157. С учетом указанной льготы, размер единого налога за апрель составил 50 рублей, за май – 50 рублей, за июнь 50 рублей. Размер валовой выручки за II квартал 2020 года составил 12 500 рублей.
В рассматриваемой ситуации при исчислении доплаты единого налога за II квартал 2020 года не учитывается уменьшение размера ставок единого налога, предусмотренное решением Витебского областного Совета депутатов от 12.05.2020 № 157. В этой связи, сорокакратный размер исчисленного единого налога за II квартал 2020 года составит 12 000 рублей (40х(100+100+100), где 100 – размер ставки единого налога, определяемой в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона).
Сумма превышения валовой выручки за II квартал 2020 года составит 500 рублей (12 500-12 000, где 12 500 – размер валовой выручки за II квартал 2020 года, 12 000 – сорокакратный размер исчисленного единого налога за II квартал 2020 года).
Сумма доплаты единого налога за II квартал 2020 года по сроку уплаты не позднее 01.10.2020 составит 25 рублей (500х5%, где 500 – сумма превышения валовой выручки за II квартал 2020 года, 5% – ставка единого налога при его доплате).
2. Физические лица
Для физических лиц единый налог исчисляется налоговыми органами на основании представляемого этими лицами уведомления (пункт 33 статьи 342 НК). В этой связи, налоговый орган обязан составить уточненный расчет единого налога и произвести перерасчет единого налога физическим лицам, представившим уведомления об осуществлении деятельности и удовлетворяющим в совокупности следующим условиям:
Перерасчет единого налога с учетом уменьшения размера ставок, предусмотренного решениями Советов депутатов, производится за период осуществления физическими лицами деятельности с 01.04.2020 по 30.09.2020 (включительно) независимо от даты уплаты единого налога за указанный период. При этом физическим лицам не требуется представления уведомлений о проведении перерасчета единого налога в связи с принятием Советами депутатов решений об уменьшении размера ставок единого налога.
Обращаем внимание, что в настоящее время не производится перерасчет единого налога физическим лицам, осуществлявшим деятельность на территории Гомельской области и г. Минска, поскольку Гомельский областной и Минский городской Советы депутатов не принимали решений об уменьшении размера ставок единого налога.
3. Индивидуальные предприниматели, физические лица
Излишне уплаченная сумма единого налога подлежит зачету или возврату в порядке, предусмотренном статьей 66 НК.