Главная Новости Новости Министерства

Институт налогового консультирования в Республике Беларусь

05.10.2017
КТО ТАКИЕ НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ?

Налоговые консультанты выступают в роли квалифицированных посредников между налоговыми органами и налогоплательщиками. От них зачастую зависит конструктивное сотрудничество всех участников налоговых правоотношений. Так, налоговые консультанты предлагают своим клиентам (налогоплательщикам) услуги, которые помогают им своевременно и качественно выполнить свои налоговые обязанности. Квалифицированный консультант указывает на имеющиеся налоговые льготы и целесообразность их использования, рассчитывает для клиента возможные альтернативы действий с точки зрения общеэкономической выгоды или благоразумности с учетом конечной налоговой нагрузки. Результатом такого консультирования может быть и предостережение клиента от опрометчивых решений, так как преследование цели минимизации налоговых платежей без учета объективных факторов может привести к отрицательному результату.

На практике не исключены ситуации, когда клиент, столкнувшись с проблемой, не в состоянии будет сформулировать круг вопросов, по которым ему нужна консультация. Тогда налоговый консультант сначала поможет сформулировать сами вопросы, а затем даст на них полный, развернутый, ответ. В случае, когда консультанту становится известно об определенных действиях клиента, совершение которых повлечет негативные последствия в части налоговых обязательств, но клиент об этом не задавал вопрос, обязанность налогового консультанта - довести до сведения клиента информацию об ответственности за такие противоправные действия (бездействие). Таким образом, работа налоговых консультантов заключается в наиболее полном рассмотрении каждой ситуации с учетом складывающихся обстоятельств и ее специфики и предостережении клиента как от недоплаты налогов, так и от излишней их уплаты.

КАКИЕ УСЛУГИ МОГУТ ПРЕДЛОЖИТЬ НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ?

Оказываемые услуги по налоговому консультированию варьируются от разъяснения налогового законодательства, оптимизации налогов в текущей и инвестиционной деятельности до комплексного налогового обслуживания клиента. Касательно субъектов малого и среднего бизнеса, налоговые консультанты обычно ведут для своих клиентов бухгалтерский и (или) налоговый учет, составляют финансовую и налоговую отчетность, осуществляют расчет заработной платы, что при небольшой численности работников, как правило, экономически выгоднее, чем содержать штатного бухгалтера или специалиста по расчету налогов. Кроме этого, на основании данных экономических показателей предприятия налоговые консультанты способны давать рекомендации руководителям в решении оперативных вопросов в управлении предприятием. В сферу деятельности налогового консультанта входят также вопросы, связанные с экономическим анализом деятельности, проверкой налоговых деклараций (расчетов) по налогам, расчетом налогооблагаемой базы, информированием клиентов о новшествах в налоговом законодательстве, защитой интересов налогоплательщиков в судах и правоохранительных органах по вопросам налоговых правоотношений и т.д.

Среди современных задач налогового обслуживания важное место занимает налоговое планирование, направленное на минимизацию налоговой нагрузки в дозволенных законом пределах или ее оптимизацию в контексте с другими хозяйственными целями.

Воспользоваться услугами налогового консультанта - это право субъектов предпринимательской деятельности, а не обязанность, т.е. исключительно добровольное волеизъявление. Для получения помощи налогового консультанта плательщику необходимо будет заключить договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию в простой письменной форме, содержащий следующие существенные условия:
  • предмет договора;
  • сроки оказания услуг по налоговому консультированию и порядок принятия таких услуг;
  • права и обязанности сторон;
  • стоимость услуг по налоговому консультированию, сроки и порядок их оплаты;
  • ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств;
  • порядок разрешения споров;
  • порядок соблюдения конфиденциальности;
  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Коммерческая организация, оказывающая услуги по налоговому консультированию, должна обеспечить оказание этих услуг налоговым консультантом. При этом документы, подтверждающие оказание услуг по налоговому консультированию, подписываются налоговым консультантом, ответственным за оказание услуг по налоговому консультированию, а также руководителем этой организации.

Для того чтобы налоговый консультант смог представлять интересы налогоплательщика в налоговых правоотношениях с третьими лицами, в частности, с налоговыми органами и судами, дополнительно к договору возмездного оказания услуг по налоговому консультированию потребуется выдача соответствующей доверенности.

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ

На стадии формирования института налогового консультирования и его становления основные полномочия по координации деятельности налоговых консультантов, обеспечивающие создание условий для полной и эффективной работы этого института, сохраняются за Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, а далее будут делегированы саморегулируемой организации - Палате налоговых консультантов - негосударственной некоммерческой организации. 

При этом ввиду того, что модель, построенная на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, наиболее полно отвечает как интересам государства, так и потребностям субъектов предпринимательства и граждан, Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь по итогам работы Палаты налоговых консультантов за 2018 г. предусмотрено рассмотреть возможность расширения ее функций.

ОБ УКАЗЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 19.09.2017 N 338 "О НАЛОГОВОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ"

Указ вступает в силу 24.12.2017 (за исключением отдельных положений).

Указом предусмотрено введение в Республике Беларусь института налогового консультирования как отдельного вида предпринимательской деятельности на основании международных стандартов обслуживания налогоплательщиков, как в большинстве стран мира.

Услуги по налоговому консультированию смогут оказываться как налоговым консультантом - индивидуальным предпринимателем, так и коммерческой организацией, в которой налоговый консультант является штатным работником, при условии наличия у него квалификационного аттестата налогового консультанта, являющегося членом Палаты налоговых консультантов и внесенного в Единый реестр налоговых консультантов.

Указом предусматривается личная ответственность налоговых консультантов за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих обязанностей и причиненные убытки клиенту. Налоговый консультант, имеющий квалификационный аттестат налогового консультанта, страхует свою профессиональную ответственность и отвечает за налоговые претензии, обращенные к его клиентам. Наличие действующего договора страхования риска гражданской ответственности налоговых консультантов будет одним из требований для осуществления этой деятельности.

В Указе под убытками понимаются пени, начисленные в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Республики Беларусь юридическому, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, заключившим договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, а также сумма примененных к этим лицам административных взысканий (в виде штрафа).

Если налоговый консультант допустит ошибку, которая повлечет причинение убытка налогоплательщику, то сначала клиент должен будет уплатить доначисленные платежи в бюджет (штраф и (или) доплатить налоги и пени по ним) и только потом предъявить претензию консультанту.

С учетом изложенного налоговый консультант должен быть профессионалом своего дела, тогда страховые риски будут ниже. Сегодня уже есть страховые продукты, позволяющие покрывать штрафные санкции и пени. За рубежом страхование профессиональной ответственности налоговых консультантов может покрывать еще и возможные доначисления налогов. Имидж и репутация - важные факторы, гарантирующие успех налогового консультанта на рынке.

Таким образом, гарантия надлежащего качества оказанных услуг по налоговому консультированию будет обеспечиваться:
  • порядком присвоения, приостановления и прекращения статуса налогового консультанта;
  • ведением Единого реестра налоговых консультантов, включение в который возможно только при соответствии квалификационным требованиями и сдаче экзамена, регулярном прохождении контроля качества работы, систематическом повышении квалификации;
  • страховым возмещением консультируемому лицу имущественного вреда, причиненного вследствие оказания услуг ненадлежащего качества.
В свою очередь Указом предусматривается, что налоговое консультирование включает:
  • консультирование по вопросам налогообложения, том числе в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, в том числе по определению оптимальных путей их решения;
  • оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;
  • представительство в налоговых правоотношениях в рамках договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ ОТ АУДИТОРОВ, БУХГАЛТЕРОВ И АДВОКАТОВ?

В настоящее время наряду с налоговыми консультантами услуги в сфере налогообложения могут предоставлять аудиторы, бухгалтеры, адвокаты и иные лица. С ворохом проблем в сфере налогообложения в большинстве случаев справляются бухгалтеры, юристы, аудиторы, но их профессиональная деятельность заключается в другом.

Следует отметить, что бухгалтер, налоговый консультант и аудитор хоть и смежные, но разные профессии на рынке труда, и каждая требует соответствующего уровня подготовки и компетенции. Действительно, опытный бухгалтер не только принимает участие в детальном анализе финансово-экономического состояния бизнеса, но и может осуществлять налоговое планирование, дать руководителю ценные советы по налогообложению. Однако при этом бухгалтер не будет нести материальную ответственность, как налоговый консультант. На практике бухгалтер, подстраховывая себя, предпочитает уплатить налоги в большем размере, что приводит как к упущенным возможностям предприятия из-за необоснованного оттока финансовых ресурсов, так и дополнительной работе налоговых инспекций по возврату излишне уплаченных сумм.

Адвокат может специализироваться по налоговым спорам, однако пробелы в знаниях особенностей налогового и бухгалтерского учета значительно сужают область консультирования данного специалиста.

В отличие от аудитора, который подчиняется строгим стандартам и правилам аудиторской деятельности и констатирует "причины болезни и ее последствия", налоговый консультант смотрит вперед, моделирует разные сценарии развития бизнес-процессов и выполняет расчеты по различным вариантам для оптимизации налогообложения. Кроме того, при предоставлении аудиторами услуг по налоговому консультированию не исключается конфликт интересов между заказчиками и исполнителями, так как один из принципов профессионального поведения аудитора заключается в соблюдении им приоритета общественных интересов, а налоговый консультант осуществляет свою деятельность по поручению и в интересах клиента.

Необходимо подчеркнуть, что налоговый консультант не имеет полномочий на выполнение функций, связанных с деятельностью адвоката или аудитора, и тем самым не является их прямым конкурентом на рынке консалтинговых услуг. Явное пересечение их деятельности есть только при представлении прав и интересов клиентов по вопросам, связанным с уплатой налогов в государственных и судебных органах. Тем не менее налоговый консультант скорее "ближе" к адвокату, чем, скажем, к бухгалтеру, так как обязан быть независимым от государства и хранить тайну, что является принципами организации адвокатуры и адвокатской деятельности.

Услуги налогового консультанта более специфичны и комплексны: разъяснение налогового законодательства, налоговое планирование в текущей и инвестиционной деятельности, ведение налогового учета, представление интересов в налоговых, судебных и правоохранительных органах и т.д. Налоговые консультанты страхуют профессиональную ответственность и отвечают за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций. Как инструмент правового, финансового и управленческого содействия хозяйствующим субъектам институт налогового консультирования способствует разрешению проблем применения норм законодательства, сокращению коррупции, созданию делового климата в налоговых отношениях, повышению бизнес-активности.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Поскольку налоговое консультирование - принципиально новый вид предпринимательской деятельности в Республике Беларусь и для подготовки (переподготовки) налоговых консультантов и их аттестации необходимо определенное время, Указом предусмотрено, что физические лица, не имеющие статуса налогового консультанта, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также коммерческие организации, в штате которых не имеется налогового консультанта, осуществляющие в настоящее время деятельность по налоговому консультированию, вправе осуществлять такую деятельность до 1 января 2019 г.

При этом действие Указа не распространяется на оказание услуг в сфере отношений, регулируемых налоговым законодательством и международными договорами, содержащими вопросы налогообложения, лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг на основании специальных разрешений (лицензий), аудиторскими организациями и (или) осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей аудиторами при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг.

Знания, которыми обладают физические лица, претендующие на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, подлежат проверке: проводится квалификационный экзамен. После вступления в силу Указа информация о проведении экзамена (дата, время, место) будет опубликована в средствах массовой информации, в том числе на сайте Министерства по налогам и сборам.

К квалификационному экзамену будут допускаться лица, имеющие:
  • высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по специальности после получения высшего образования не менее трех лет;
  • высшее образование при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности экономического и (или) юридического профиля и стажа работы по этим специальностям не менее трех лет.
Не будут допускаться к квалификационному экзамену физические лица:
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;
  • находящиеся на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией);
  • признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • уволенные с государственной службы, службы в правоохранительных органах, органах прокуратуры, освобожденные от должности судьи, к которым увольнение (освобождение от должности) применено в качестве меры дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка, или по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения (освобождения от должности), если после такого увольнения (освобождения от должности) прошло менее трех лет;
  • у которых с даты исключения из Единого реестра налоговых консультантов в связи с прекращением действия квалификационного аттестата налогового консультанта по основаниям, предусмотренным п. 15 Положения о налоговом консультировании в Республике Беларусь, утвержденного Указом, прошло менее одного года.

Для сдачи квалификационного экзамена предусмотрена подача физическим лицом заявления в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь не позднее одного месяца до объявленного дня экзамена (дата будет опубликована в средствах массовой информации, в том числе на сайте Министерства по налогам и сборам), с приложением следующих документов:
  • копии диплома об образовании;
  • медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей отсутствие нахождения на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией);
  • справки об отсутствии судимости;
  • выписки из трудовой книжки (копии трудовой книжки) или из иного документа, подтверждающего наличие стажа работы по специальности;
  • документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за прием квалификационного экзамена. Документ не представляется в случае уплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.

Статус налогового консультанта будет считаться полученным физическим лицом со дня выдачи ему квалификационного аттестата налогового консультанта. Следовательно, оказывать услуги по налоговому консультированию физическое лицо вправе только после получения квалификационного аттестата налогового консультанта.

Кроме того, налоговый консультант обязан будет регулярно повышать свою квалификацию - не реже одного раза в течение двух календарных лет. 

Устанавливаемые квалификационные требования к налоговым консультантам, включая их обучение и повышение квалификации, обусловлены высокими международными стандартами налогового обслуживания, что является очень важным не только для отечественных субъектов хозяйствования, но в том числе для иностранных инвесторов.