Главная Инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску ИМНС по Витебской области Пресс-центр Новости Новости инспекции

 Информация о налоговых льготах и преференциях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области»

01.02.2019

Информация о налоговых льготах 
и преференциях, установленных
Указом Президента Республики Беларусь
от 31 декабря 2018 г. № 506 «О развитии
Оршанского района Витебской области»

С 1 января 2019 года Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области» (далее – Указ № 506) для субъектов Оршанского района введены налоговые льготы и преференции.
Согласно абзацу второму пункта 16 Указа № 506 субъекты Оршанского района – юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) в Оршанском районе и осуществляющие на его территории деятельность по производству товаров (работ, услуг) собственного производства, в отношении которых в течение календарного года (его части) действовал сертификат продукции (работ и услуг) собственного производства
При этом предложением вторым абзаца второго пункта 16 Указа № 506 установлено, что в целях признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъектами Оршанского района к товарам (работам, услугам) не относятся товары (работы, услуги), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью либо частично с использованием имущества и (или) труда их работников вне территории Оршанского района, а также представление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное и безвозмездное пользование.
Положения второго предложения абзаца второго пункта 16 Указа № 506 не распространяются на услуги перевозки грузов (пассажиров), при оказании которых пункты погрузки (отправления) и (или) разгрузки (назначения) расположены на территории Оршанского района (подстрочное примечание <14> к пункту 16 Указа № 506).

1. Подпунктом 4.1 пункта 4 Указа № 506 на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 предусмотрены:

1.1. для субъектов Оршанского района, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), налоговые льготы в виде пониженных ставок налога при УСН, размер которых составляет:
один процент – в отношении выручки от реализации товаров собственного производства;
два процента – в отношении выручки от реализации работ (услуг) собственного производства.
Вышеназванные пониженные ставки налога при УСН действуют при применении УСН с уплатой налога на добавленную стоимость и без уплаты этого налога.
Данные ставки не распространяются на выручку от реализации товаров (работ, услуг), которые не относятся в соответствии с Указом  № 506 к товарам (работам, услугам) в целях признания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей субъектами Оршанского района (часть вторая подпункта 4.1. пункта 4 Указа № 506).
Справочно: товарами (работами, услугами), которые не относятся в соответствии с Указом № 506 к товарам (работам, услугам) в целях признания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей субъектами Оршанского района, являются товары (работы, услуги), определенные предложением вторым абзаца второго пункта 16 Указа № 506 (за исключением услуг, указанных в подстрочном примечании <14>).
Для применения указанных ставок дата отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (дата их отгрузки, выполнения или оказания –  при отражении выручки по принципу оплаты) должна приходиться на период действия сертификата продукции (работ и услуг) собственного производства, выданного субъекту Оршанского района, осуществляющему эту деятельность (часть третья подпункта 4.1. пункта 4 Указа № 506).
Справочно: критерии, условия и подтверждение принадлежности к товарам (работам, услугам) собственного производства,  порядок выдачи и действия сертификата продукции собственного производства, сертификата работ и услуг собственного производства регламентированы постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2001 № 1817 и от 20.10.2010 № 1520.  
Таким образом, субъект Оршанского района вправе применять  ставку налога при УСН в размере 1% к выручке от реализации товаров, являющихся товарами собственного производства этого субъекта, и ставку налога при УСН в размере 2% к выручке от реализации работ (услуг), являющихся работами (услугами) собственного производства этого субъекта,   если:
такие товары (работы, услуги), произведены (выполнены, оказаны) в период действия выданного в отношении их сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства);
такие товары (работы, услуги), не являются указанными в предложении втором абзаца второго пункта 16 Указа № 506 (за исключением услуг перевозки грузов (пассажиров), при оказании которых пункты погрузки (отправления) и (или) разгрузки (назначения) расположены на территории Оршанского района)
определяемая в соответствии со статьей 328 Налогового кодекса Республики Беларусь дата отражения выручки от реализации таких товаров (работ, услуг)  (дата их отгрузки, выполнения или оказания – при отражении выручки по принципу оплаты) приходится на период действия выданного в отношении данных товаров (работ, услуг) сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства).

1.2.  для субъектов Оршанского района право применять УСН в порядке и на условиях, установленных главой 32 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), независимо от ограничений, установленных подпунктами 2.1.2 – 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК. 
Так, вправе применять УСН (если иное не установлено положениями подпунктов 2.1.1, 2.1.7, 2.2 – 2.5 пункта 2, пункта 4 статьи 324, пунктов 1 – 6 статьи 327 НК (за исключением положений подпункта 6.1 пункта 6 статьи 327 НК, касающихся подпунктов  2.1.2 – 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК)) являющиеся в установленном порядке плательщиками УСН  субъекты Оршанского района:
реализующие: ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней; имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
сдающие в аренду (передающие в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющие в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления;
являющиеся: резидентами свободных (особых) экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий; участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
В случае, если в календарном году (за исключением 2018 года) субъектами Оршанского района применялась УСН и не осуществлялась на территории этого района деятельность, предусмотренная Указом № 506 для признания их субъектами Оршанского района в таком году, то право применять УСН в следующих календарных годах определяется с учетом ограничений, установленных НК (часть четвертая подпункта 4.1 пункта 4 Указа № 506).
Таким образом, если в любом календарном году (в частности, из 2019 – 2022 годов) применяющим УСН юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) в Оршанском районе,  не осуществлялась на территории Оршанского района деятельность по производству товаров (работ, услуг) собственного производства, в отношении которых в течение такого календарного года (его части) действовал сертификат продукции собственного производства (сертификат работ и услуг собственного производства) и которые не относятся к указанным в  предложении втором абзаца второго пункта 16 Указа № 506 товарам (работам, услугам (за исключением услуг, указанных в подстрочном примечании <14>)), то право применять УСН во всех  следующих календарных годах определяется в соответствии со статьями 324 и 327 НК, в том числе, с учетом ограничений, установленных подпунктами  2.1.2 – 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК.

2.   По подпункту 4.4 пункта 4 Указа № 506.
Указом № 506 предоставлено право субъектам Оршанского района – юридическим лицам применять инвестиционный вычет в порядке, установленном НК, но в повышенном по сравнению с нормами НК размере,  а именно:
по зданиям, сооружениям и устройствам передаточным, используемым в предпринимательской деятельности на территории Оршанского района, и стоимости вложений в их реконструкцию - не более 30 процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);
по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности на территории Оршанского района, и стоимости вложений в их реконструкцию, а также по транспортным средствам за исключением легковых автомобилей (кроме относимых к специальным), а также используемых для оказания услуг такси и стоимости вложений в их реконструкцию - не более 50 процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
Необходимо отметить, что Указом № 506 не предусмотрено расширение возможности применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера в отношении транспортных средств используемых для оказания услуг такси.
Порядок применения инвестиционного вычета установлен подпунктом 2.2. пункта 2 статьи 170 НК. 
Справочно.
В соответствии с нормами подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации.
При этом, сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации в отчетном периоде, на которых приходится месяц:
с которого в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности;
в котором стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухгалтерском учете первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.
Кроме того, Указом № 506 предусмотрено, что сумма инвестиционного вычета (его части) включается в состав внереализационных доходов в порядке и случаях, установленных НК.
Случаи, при  которых инвестиционный вычет подлежит включению в состав внереализационных доходов, а также порядок отражения таких доходов описан в подпункте 3.28 пункта 3 статьи 174 НК.
К таким случаям в соответствии с нормами НК относятся:
- отчуждение;
- передача в аренду (финансовую аренду (лизинг);
- передача в доверительное управление;
- передача в безвозмездное пользование;
- использование в деятельности, по которой плательщик не уплачивает налог на прибыль в связи с применением особых режимов налогообложения;
- полная или частичная компенсация расходов по приобретению (созданию) основных средств или стоимости вложений в реконструкцию за счет средств, безвозмездно поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов или бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства, инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь.
Суммы инвестиционного вычета отражаются  в составе внереализационных доходов соответственно на дату отчуждения, передачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)), доверительное управление, безвозмездное пользование, получения компенсации, а также на дату, непосредственно предшествующую дате начала использования в деятельности, по которой плательщик не уплачивает налог на прибыль в связи с применением особых режимов налогообложения.
Период, в котором может возникнуть необходимость восстановления инвестиционного вычета, составляет три года с момента принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, или увеличения первоначальной стоимости основных средств на стоимость вложений в реконструкцию.

3.  Подпунктом 5.2 пункта 5 Указа № 506 определено, что суммы денежных средств и (или) стоимость имущества, безвозмездно переданные юридическими лицами Республики Беларусь субъектам Оршанского района – юридическим лицам, для целей налогообложения включаются передающей стороной в состав внереализационных расходов, а получающей стороной не включаются в состав внереализационных доходов.

4.  По подпункту 5.3 пункта 5 Указа № 506 (в части НДС, взимаемого налоговыми органами).
Указом № 506 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированным в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) в Оршанском районе предусмотрена льгота по «ввозному»  НДС по товарам, ввезенным на территорию Республики Беларусь, и  классифицируемым согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТНВЭД) в товарных позициях, перечисленных в пункте 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему» (далее – Декрет № 16), в отношении которых установлена ставка ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов.
Справочно.
Товарные позиции, перечисленные в пункте 1 Декрета № 16, в отношении которых установлена ставка ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов:
7309 00, 7311 00, 8402 - 8408, 8410 - 8431, 8433 - 8443, 8444 00, 8445 - 8448, 8449 00 000 0, 8450 - 8466, 8468, 8471 - 8475, 8477 - 8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504 - 8508, 8514 - 8517, 8523, 8528 - 8531, 8535 - 8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010 - 9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030 - 9032.
Указанная преференция применяется также при ввозе товаров из государств-членов Евразийского экономического союза по товарным позициям, перечисленным в пункте 1 Декрета № 16, в отношении которых установлена ставка ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов.
Необходимо отметить, что  если в  отношении товаров, ввезенных из  государств – членов ЕАЭС, совершены сделки, предусматривающие переход права собственности, либо товары переданы в пользование и (или) распоряжение лицам, не являющимися юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированными в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) в Оршанском районе, обязанность по уплате «ввозного» НДС не возникает.
Если юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, которые ввезли товары из государств – членов ЕАЭС с применением льготы по «ввозному» НДС, изменено место нахождения (жительства) на территории, расположенные за пределами Оршанского района,  то обязанность по уплате «ввозного» НДС также не возникает.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) в Оршанском районе смогут воспользоваться указанной преференцией с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 г. в отношении товаров, ввезенных с 01.01.2019 на территорию Республики Беларусь, и  классифицируемым согласно  ТНВЭД в товарных позициях, перечисленных в пункте 1 Декрета № 16, в отношении которых установлена ставка ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов.

5.   По подпункту 5.4 пункта 5 Указа № 506.
С 1 января 2019 года предоставлено право субъектам Оршанского района, являющимися заказчиками (застройщиками), на осуществление вычета в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных  при приобретении на территории Республики Беларусь или уплаченных при ввозе на ее территорию товаров (работ, услуг), имущественных прав, при условии их использованных для строительства и оснащения объектов на территории Оршанского района.
Необходимо обратить внимание, что право на вычет в полном объеме предоставлено определенной категории плательщиков – субъектам Оршанского района, являющимся заказчиками (застройщиками).
Справочно.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З):
заказчик в строительной деятельности - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора;
застройщик в строительной деятельности - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договор.
Для целей применения налоговой преференции в виде вычета в полном объеме обязательным условием является использование приобретенных (ввезенных) товаров, (работ, услуг), имущественных прав для строительства и оснащения объектов на территории Оршанского района.
Справочно:
Объектом на территории Оршанского района признается объект, строительство которого осуществляется (осуществлено) на территории Оршанского района в соответствии с разрешительной документацией на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объектов строительства, выданной в порядке, установленном законодательством (пункт 16 Указа № 506);
Строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (статья 1 Закона № 300-З).
Указом № 506 предусмотрено, что основанием для осуществления налоговых вычетов в полном объеме является согласованный Оршанским райисполкомом и представленный субъектом Оршанского района в налоговый орган по месту постановки его на учет перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных) и использованных для строительства и оснащения объектов на территории Оршанского района, с указанием:
наименования, количества и стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав;
сумм налога на добавленную стоимость;
реквизитов документов.
Форма перечня, требования к его содержанию и порядок согласования будут отражены в соответствующем постановлении  Совета Министров Республики Беларусь. 
Необходимо отметить, что у субъектов Оршанского района, определяющих в соответствии с законодательством момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав «по оплате», налоговыми вычетами признаются суммы НДС, не предъявленные, а  уплаченные при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Соответственно, у таких субъектов Оршанского района положения подпункта 5.4 пункта 5 Указа № 506 подлежат применению в отношении сумм НДС, фактически уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства и оснащения объектов на территории Оршанского района.
Субъекты Оршанского района смогут воспользоваться указанной преференцией с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 г. в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных) с 01.01.2019 и использованных для строительства и оснащения объектов на территории Оршанского района в соответствии с разрешительной документацией.

Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере по состоянию на 31.12.2018 г.
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности