Главная Налоговый контроль Проверки, проводимые налоговыми органами Планирование проверок

Планирование проверок

Планирование проверок контролирующими (надзорными) органами регламентируется Указами Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

С принятием Указа № 510 был упорядочен процесс планирования и проведения проверок различными контролирующими (надзорными) органами, переработан механизм назначения плановых проверок и их периодичность.

Проверкам в плановом порядке подлежат проверяемые субъекты, включенные в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (далее - координационный план).

Координационные планы по областям и г. Минску размещаются в сети Интернет на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь (http://www.kgk.gov.by/ru/coordination-control-deyatel/coordination-plans) (далее – сайт КГК). На первое полугодие будущего года координационные планы размещаются после 15 декабря предыдущего года, на второе полугодие текущего года - после 15 июня текущего года. После размещения координационных планов на сайте КГК включение в планы новых проверяемых субъектов не допускается.

Информация о проверках, размещенная на сайте КГК, обновляется еженедельно. В координационные планы могут вноситься изменения в части исключения проверок (исключения из состава соисполнителей), изменения срока проведения проверок, подключения контролирующего (надзорного) органа в качестве соисполнителя к включенным в координационные планы проверкам, а также подключения к проверке иного структурного подразделения, территориального органа государственного органа, утвердившего сводный план проверок. Процедура внесения изменений в координационные планы регламентируется Порядком составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28 октября 2009 г. № 94.

Проверяемым субъектам, включенным в координационный план, Указом № 510 предоставлено право инициировать перенос срока проведения плановой проверки. По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о проведении проверки, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

В координационный план включаются субъекты хозяйствования на основании их отнесения к группам риска в соответствии с исчерпывающим перечнем критериев, определенных Указом № 510.

Совершенствование контрольной (надзорной) деятельности продолжено с принятием Указа № 332, направленным на оптимизацию системы контролирующих (надзорных) органов, усиление профилактической составляющей в работе этих органов и сокращение количества проверок.

С 1 октября 2012 года действует новая норма: в плановом порядке не чаще одного раза в пять лет будут проверяться субъекты предпринимательской деятельности, добросовестно исполняющие обязательства перед бюджетом и не имеющие фактов нарушений законодательства независимо от отнесения их к группе риска. Субъект будет считаться добросовестным, если предыдущей плановой проверкой не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств перед бюджетом и иных фактов нарушений законодательства, и в период после окончания предыдущей плановой проверки до начала следующей плановой проверки никем из контролирующих (надзорных) органов не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения этим субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства.

Подпунктом 1.5 пункта 1 Указа № 332 уточнен порядок исчисления периодичности назначения плановых проверок. Срок назначения проверки исчисляется не со дня окончания предыдущей плановой проверки, как было ранее, а с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год), назначенной после 1 января 2010 г.

Кроме того, указанным подпунктом введено требование о планировании и назначении плановых проверок «в целом по системе». С учетом данного требования в рамках одной и той же сферы контроля (надзора) плановые проверки могут назначаться контролирующим (надзорным) органом с учетом сроков окончания и результатов предыдущих проверок, проведенных не только данным органом, но и иными контролирующими (надзорными) органами, подчиненными, входящими в состав одного и того же органа государственного управления, организации. Если на 1 полугодие текущего года проверка субъекта запланирована инспекцией МНС по области, то на следующую плановую проверку в течение определенного законодательством периода (в зависимости от группы риска проверяемого субъекта и результатов предыдущих проверок) будут не правомочны выйти ни Министерство по налогам и сборам, ни инспекция МНС по району, в котором проверяемый субъект состоит на налоговом учете, если сфера их контрольной деятельности совпадает.