Главная Публикации

НДС в новой редакции Налогового кодекса

11.01.2019
В соответствии со ст. 1 Закона от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» в Налоговый кодекс (далее – НК) внесены изменения и дополнения путем его изложения в новой редакции.
 

Основой новой редакции НК выступил НК, применявшийся до 2019 г., и корректировка произведена исходя из следующих поставленных задач:

  • сокращение льгот по налогам, сборам (пошлинам) и упрощение механизмов их взимания;
  • обеспечения стабильности налогового законодательства, исключающей его корректировку чаще, чем раз в три года;
  • недопущения правовой неопределенности и несогласованности предписаний;
  • минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность;
  • соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям;
  • недопущения повышения до 2020 г. налоговых ставок;
  • упрощения уплаты налогов для иностранных организаций; максимальное исключение отсылочных норм.

В целях исполнения этих поставленных задач НК был переработан с учетом включения в него отсылочных норм налогового законодательства, которые принимались в развитие положений НК другими нормативными актами (Декретами, Указами и др.).

Далее более подробно рассмотрим изменения в части НДС по элементам налогообложения без затрагивания ранее применявшихся требований, нашедших отражение в новой редакции НК.

Объект налогообложения НДС

1. В соответствии с подп. 1.1.7 п. 1 ст. 115 НК с 2019 г. в объект обложения НДС включены обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу).

При этом возвратной тарой является тара, стоимость которой не включается в цену реализации отгружаемых в ней товаров, и которая подлежит возврату продавцу товаров на условиях и в сроки, установленные договором или законодательством.

Таким образом, при отгрузке с товарами их продавцом (ее возврат покупателем этих товаров) возвратной тары у продавца и покупателя товаров возникает объект обложения НДС.

Справочно. Объектом налогообложения НДС до 2019 г. не признавалась передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, за исключением случаев реализации такой тары.

В связи с появлением объекта обложения НДС возникла необходимость в установлении налоговой базы НДС по этому объекту, момента фактической реализации, о которых пойдет речь в соответствующих разделах данной статьи.

2. В соответствии с подп. 2.5.1. п. 2 ст. 115 НК объектами налогообложения НДС не признается безвозмездная передача имущества (работ, услуг) белорусским организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества (работ, услуг) для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства.

Следует обратить внимание, что в сравнении с редакцией НК, применявшейся до 2019 г., объектом налогообложения НДС не признавалась безвозмездная передача имущества всем организациям, а с 2019 г. только белорусским организациям, осуществляющим вышеуказанные виды хозяйственной деятельности.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 15 НК белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь.

3. В соответствии с подп. 2.5.5. п. 2 ст. 115 НК объектом налогообложения НДС с 2019 г. не при­знается безвозмездная передача товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права, бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.

До 2019 г. такой нормы в НК не было предусмотрено.

При этом следует учесть, что в соответствии с подп. 2.3. п. 2 ст. 13 НК бюджетная организация – организация, признаваемая таковой в соответствии с Бюджетным кодексом РБ.

4. В соответствии с подп. 2.8.2 п. 2 ст. 115 НК с 2019 г. объектом налогообложения НДС не признают передачу членам профсоюзной организации, являющимся работниками, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем, товаров (выполнение работ, оказание услуг), приобретенных за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя в соответствии с коллективным договором.

5. В соответствии с подп. 2.10. п. 2 ст. 115 НК не признаются объектом обложения НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав белорусскими организациями (филиалами юридических лиц РБ), зарегистрированными в качестве плательщиков за пределами РБ, в части деятельности за пределами РБ, поскольку эти организации (филиалы) являются налогоплательщиками других государств и налоги исчисляются и уплачиваются в соответствии с налоговым законодательством этих государств.

6. Исходя из Указа от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)», в соответствии с подп. 2.13.2 п. 2 ст. 115 НК, не признается объектом налогообложения НДС уступка специальными финансовыми организациями прав (требований) при секьюритизации.

7. В соответствии с подп. 2.30 п. 2 ст. 115 НК из объектов налогообложения НДС с 2019 г. исключены обороты по реализации:

  • предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства;
  • имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Республики Беларусь несостоятельным (банкротом), в процедуре ликвидационного производства, включая передачу имущества кредиторам.
     

8. Пунктом 7 ст. 115 НК установлено, что для целей НДС:

  • сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг)) имущества по договору аренды (финансовой аренды (лизинга)), предусматривающему возврат объекта аренды (предмета лизинга) по завершении предусмотренного договором аренды (финансовой аренды (лизинга)) срока временного владения и пользования, является оборотом по реализации услуг;
  • сдача имущества в аренду по договору аренды, предусматривающему выкуп объекта аренды, является оборотом по реализации:
  • услуг в части арендных платежей;
  • товара в части выкупной цены;
  • передача имущества в финансовую аренду (лизинг)  по договору (финансовой аренды (лизинга)), предусматривающему выкуп предмета лизинга, является оборотом по реализации:
  • товара – в части контрактной стоимости пред­мета лизинга, по которой предмет лизинга передан. Контрактная стоимость предмета лизинга включает в т.ч. выкупную стоимость;
  • услуг – в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга.


Это обусловлено тем, что, согласно п.п. 2.30 п. 2 ст. 13 НК, предоставление имущества в аренду и лизинг не признается услугой, если иное не установлено НК.

9. В главу «Налог на добавленную стоимость» Особенной части включены ст.ст. 116 и 117, устанавливающие порядок определения места реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, который до 2019 г. был установлен в ст.ст. 32  и 33 Общей части НК.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 115 НК уточ­не­но, что во взаимной торговле работами (услугами) с государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, в иных случаях – согласно положениям ст. 117 НК.

Также в ст. 116 НК появились нормы по определению места реализации товаров по договорам комиссии, поручения, чего ранее в ст. 32 НК не было определено.

Льготы по НДС

В соответствии с п. 1 ст. 35 НК льготами по налогам, сборам (пошлинам) признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НК и иными актами налогового или таможенного законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по НДС установлены ст.ст. 118 и 119 НК.

1. В соответствии с подп. 1.2, 1.3, 1.12, 1.26, 1.32, 1.35, 1.41 п. 1 ст. 118 НК и подп. 1.4 п. 1 ст. 119 в НК включены нормы следующих Указов, определяющих перечни отдельных видов товаров, работ и услуг, освобождаемых от НДС:

Указ от 26 апреля 2010 г. № 198;

Указ от 31 декабря 2015 г. № 538;

Указ от 14 февраля 2006 г. № 97;

Указ от 11 мая 2006 г. № 316;

Указ от 2 июня 2006 г. № 371;

Указ от 17 апреля 2010 г. № 185;

Указ от 25 марта 2011 г. № 121;

Указ от 24 февраля 2012 г. № 107.

2. Отменено с 2019 г. освобождение от НДС оборотов по реализации организациями культуры работ по созданию музейных каталогов.

3. В соответствии с подп. 1.10.3 п. 1 ст. 118 НК освобождаются от НДС операции по приобретению республиканскими органами государственного управления услуг у нерезидентов, оплачиваемых ими за счет бюджетных средств.

4. В соответствии с подп. 1.11 п. 1 ст. 118 НК предусмотрена льгота при реализации товаров (работ, услуг) Ассоциацией общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов», творческими союзами Республики Беларусь и их фондами по перечню таких организаций, утверждаемому Президентом РБ. Это освобождение применялось в соответствии с Указом от 9.07.2001 № 374.

5. В соответствии с п.п. 1.16 п. 1 ст. 118 НК для администрирования и применения льготы по НДС предприятиями, использующими труд инвалидов, из условий для применения этой льготы исключена необходимость наличия сертификата, подтверждающего отнесение продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства.

6. В подпунктах 1.21 и 1.22 п. 1 ст. 118 НК введены ограничения, которые исключают возможность применения льготы по НДС в отношении оказания приведенных там услуг ИП.

7. В соответствии с подп. 1.30 п. 1 ст. 118 НК установлено освобождение от НДС услуг по подготовке клинических ординаторов.

8. В соответствии с подп. 1.43 п. 1 ст. 118 НК введено освобождение от НДС оборотов по реализации на территории РБ физическим лицам услуг в области фотографии.

9. Согласно подп. 1.50 п. 1 ст. 118 НК установлено освобождение от НДС для коммерческих организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, при осуществлении ими операций по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования.

10. В соответствии с п.п. 1.51 п. 51 ст. 118 НК освобождаются от НДС обороты по реализации работ (услуг), связанных с представлением интересов Республики Беларусь в рамках досудебного урегулирования споров, в международных арбитражах и иностранных судебных органах по спорам между иностранными инвесторами и Республикой Беларусь. Основой этой льготы явился Указ от 20.07.2018 № 286 «О налогообложении отдельных доходов».

11. Согласно подп. 1.52 п. 1 ст. 118 НК освобождены от НДС обороты по реализации на территории страны работ (услуг), связанных с эмиссией, размещением, обращением, погашением государственных долгосрочных облигаций РБ, являющихся государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг, с учетом прав на такие облигации.

12. В соответствии с подп. 1.53 п. 1 ст. 118 НК введенная с 1.01.2018 Указом от 25.01.2018 № 29 льгота по НДС в отношении работ по технической инвентаризации (проверке характеристик) принадлежащих юридическим лицам незарегистрированных эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест и землеустроительных работ в отношении земельных участков, на которых такие объекты расположены, продлена на 2019 год.

Налоговая база НДС

В соответствии с п. 1 ст. 33 НК налоговая база пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база определяется применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине).

Порядок определения налоговой базы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав установлен в статье 120 НК, а при ввозе товаров – в статье 138 НК (при ввозе товаров из-за пределов ЕАЭС) и в ст. 139 НК (при ввозе товаров из ЕАЭС).

1. В связи с применением на практике до 2019 г. согласно п.п. 4.4 п. 4 ст. 120 НК налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

2. Согласно п. 7 и 8 ст. 120 НК положения Указа от 25.01.2018 № 29, устанавливающие порядок определения налоговой базы НДС в ситуации, когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей, эквивалентная иностранной валюте) определяется по курсу Национального банка на день оплаты, а также когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей, эквивалентная иностранной валюте) будет определяться не по курсу Нацбанка на день оплаты или будет определяться по курсу Нацбанка, но не на день оплаты, включены в новую редакцию НК.

При этом установлен механизм корректировки налоговой базы у продавца в сторону уменьшения в зависимости от даты подписания покупателем электронного счета-фактуры.

3. Согласно п. 19 ст. 120 НК установлены особенности определения налоговой базы при реализации имущества должника в рамках исполнительного производства.

При этом налоговая база НДС при реализации имущества должника в рамках исполнительного производства, включая передачу имущества должника взыскателю, определяется должником:

  • при реализации имущества должника покупателю – как сумма денежных средств от реализации имущества должника, подлежащая зачислению на счет органа принудительного исполнения;
  • при оставлении имущества должника за взыскателем – как определяемая в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» стоимость имущества должника, по которой оно оставляется за взыскателем.


4. В связи с введением объекта обложения НДС согласно п. 23 ст. 120 НК налоговая база при отгрузке (возврате) тары, которая признана воз­вратной тарой, определяется:

  • продавцом товара как стоимость такой тары при ее отгрузке покупателю товара;
  • покупателем товара как стоимость такой тары при ее возврате продавцу товара.


До 2019 г. при реализации приобретенной многооборотной тары налоговая база НДС определялась как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения тары.

5. Пунктом 32 ст. 120 НК уточнено, что налоговая база при реализации генподрядчиками строительных и (или) проектных работ, выполненных с участием субподрядчиков, определяется как стоимость работ согласно договору, заключенному между заказчиком и генподрядчиком.

До 2019 г. налоговая база НДС по таким работам определялась подрядчиком как стоимость выполненных работ, включающая стоимость работ, выполненных субподрядчиками.

Читайте на сайте «Экономической газеты».