Главная Разъяснения

Ответы на вопросы плательщиков о применении кассового оборудования в период проведения деноминации

17.06.2016
Вопрос: Торговая организация в магазинах использует кассовое оборудование. Как правильно использовать это кассовое оборудование в период проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь, то есть до перевода на работу в рублях и копейках, и после перевода? Как заполнять книгу кассира в этих случаях? Можно ли одновременно провести модернизацию кассового оборудования для обеспечения его функционирования в деноминированных денежных единицах Республики Беларусь и подключения средства контроля налоговых органов?

Ответ: Учитывая, что субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю и оказание услуг населению, с 1 июля 2016 г. будут вести бухгалтерский учет, заполнять первичные учетные документы в деноминированных денежных единицах, отражать показатель выручки в налоговых декларациях (расчетах) по налогам также в деноминированных денежных единицах, то с целью обеспечения сопоставимости показателей считаем необходимым максимально принимать меры к переводу кассового оборудования на работу в новом масштабе цен уже с 1 июля 2016 г.

Вместе с тем, перевод кассового оборудования на работу в новом масштабе цен возможно проводить только по мере готовности кассового оборудования (используемого в нем программного обеспечения) с работой в деноминированных денежных единицах.

Необходимо учитывать, что в настоящее время в республике используются модели кассового оборудования, которые производителям потребуется доработать для обеспечения возможности их функционирования в деноминированных денежных единицах Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее – Указ № 450), а также в целях обеспечения требований подпункта 2.6 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 по обеспечению подключения к кассовому оборудованию средства контроля налоговых органов (далее – СКНО), путем доработки (замены) версии программного обеспечения на кассовом оборудовании. При этом, после доработки этих моделей кассового оборудования потребуется их производителям пройти процедуру включения доработанных моделей (модификаций) в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр).   

После включения доработанных моделей в Государственный реестр производителям кассового оборудования потребуется произвести доработку у субъектов хозяйствования используемого ими кассового оборудования этих моделей для обеспечения их функционирования в деноминированных денежных единицах Республики Беларусь и подключения СКНО. При этом данную работу целесообразно провести параллельно (одновременно) в целях минимизации расходов субъектов хозяйствования, связанных с доработкой кассового оборудования в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь и обеспечением своевременного исполнения требования законодательства по установке СКНО в кассовое оборудование.

Учитывая значительное количество используемого в Республике Беларусь в сфере торговли и услуг кассового оборудования, одномоментно провести эту работу в начале рабочего дня 1 июля 
2016 г. невозможно. 

Обращаем внимание, что Указом № 450 предусмотрено параллельное хождение до 31 декабря 2016 г. как деноминированных, так и неденоминированных денежных средств.

Таким образом, целесообразно обеспечить перевод кассового оборудования на работу в новом масштабе цен с 1 июля 
2016 г. в возможно максимально сжатые сроки, но с учетом готовности кассового оборудования и возможностей работников организаций – производителей кассового оборудования и центров технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования, по ее проведению. При этом, в первую очередь необходимо провести эту работу в отношении кассового оборудования, которое функционирует в едином цикле с платежными терминалами, обслуживающими расчеты  посредством банковских платежных карточек.  

В случае, если после 1 июля 2016 г. в объектах торговли и сферы услуг будет применяться кассовое оборудование, не переведенное на работу в новом масштабе цен, то по такому кассовому оборудованию должны проводиться расчеты в неденоминированных денежных единицах до момента его перевода на работу в новом масштабе цен.

По кассовому оборудованию, переведенному на работу в новом масштабе цен, должны проводиться расчеты только в деноминированных официальных денежных единицах Республики Беларусь.

С учетом изложенного торговая организация в период с 1 июля 2016 г. до даты перевода фискальных регистраторов на работу в деноминированных официальных денежных единицах Республики Беларусь, но не позднее 31 декабря 2016 г., вправе использовать данное кассовое оборудование для приема денежных средств в неденоминированных денежных единицах до момента его перевода на работу в новом масштабе цен. При этом учитывая, что в соответствии с пунктом 14 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16, записи в книге кассира осуществляются на основании показаний кассового оборудования, то книга кассира в этот период также ведется в неденоминированных денежных единицах. После перевода кассового оборудования на работу в новом масштабе цен книга кассира должна вестись в  деноминированных денежных единицах. Обращаем внимание, что после установки в кассовое оборудование СКНО прекращается обязанность ведения книги кассира на данное кассовое оборудование. 

Вопрос: Необходимо ли снятие с регистрации в налоговом органе кассового оборудования, подлежащего модернизации в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь», с последующей его регистрацией в налоговом органе после проведения модернизации?

Ответ: Порядок регистрации (снятия с регистрации) кассового оборудования в налоговом органе регулируется в том числе Инструкцией о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44 (далее – Инструкция № 44). При этом пунктом 10 Инструкции № 44 определены основания, по которым кассовое оборудование подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС. 
Указанная в вопросе ситуация не предусмотрена в основаниях, определенных в пункте 10 Инструкции № 44.

Таким образом, при доработке одной и той же модели кассового оборудования путем замены в нем версии программного обеспечения и, соответственно, включенного в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), с версией программного обеспечения, обеспечивающей его функционирование в деноминированных денежных единицах Республики Беларусь, данное кассовое оборудование, не подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС, если нет иных оснований, предусмотренных в пункте 10 Инструкции № 44.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 19 Положения о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 № 738, заявитель (производитель кассового оборудования) имеет право производить доработку (модернизацию) кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, до уровня соответствия вновь установленным требованиям государственных стандартов, а также вносить изменения в их технические характеристики (программное обеспечение). Заявитель обязан информировать Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее - Госстандарт) о произведенной доработке (модернизации) кассового оборудования либо внесенных изменениях в его технические характеристики (программное обеспечение), а также представить для проведения испытаний и (или) экспертизы в порядке, установленном Госстандартом, образец указанного кассового оборудования, комплект технической документации и документацию на программное обеспечение. Если наименование модели (модификации) кассового оборудования и (или) версии программного обеспечения в случаях, указанных выше, не изменились, заявитель вправе производить доработку (модернизацию) кассового оборудования таких моделей (модификаций), включенных в Государственный реестр, и находящихся в пользовании у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до уровня их соответствия установленным требованиям государственных стандартов.

С учетом требований государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1350-2002 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Требования к техническому обслуживанию и ремонту» в случае замены версии программного обеспечения кассового оборудования путем его доработки для возможности работы с деноминированными денежными единицами Республики Беларусь, соответствующая информация должна быть отражена в эксплуатационной документации на кассовое оборудование, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами (паспорт (формуляр) на кассовое оборудование).

Вопрос: Торговая организация в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» просит разъяснить:

возможен ли в целях подготовки кассового оборудования к деноминации переход в режим работы «с копейками» до 1 июля 2016 г.;

подлежит ли снятию с регистрации в налоговом органе кассовое оборудование, не поддерживающее режим работы «с копейками»?

Ответ: Пунктом 1 Указа № 450 установлено провести деноминацию официальной денежной единицы Республики Беларусь с 1 июля 2016 г. Таким образом, переход кассового оборудования в режим работы «с копейками» до 1 июля 2016 г. невозможен.

Вместе с тем учитывая, что субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю и оказание услуг населению, с 1 июля 2016 г. будут вести бухгалтерский учет, заполнять первичные учетные документы в деноминированных денежных единицах (соответствующий проект постановления разрабатывается Министерством финансов), отражать показатель выручки в налоговых декларациях (расчетах) по налогам также в деноминированных денежных единицах, то с целью обеспечения сопоставимости показателей считаем необходимым максимально принимать меры к переводу кассового оборудования на работу в новом масштабе цен уже с 1 июля 2016 г.

По имеющейся в МНС информации, полученной в рабочем порядке от производителей кассового оборудования, с учетом программного обеспечения разных моделей кассового оборудования имеются различные варианты его перевода на работу в новом масштабе цен. Так, это может быть сделано самим субъектом хозяйствования, и в этом случае данная работа должны быть проведена в начале рабочего дня 1 июля 2016 г. Второй вариант, наиболее распространенный по мнению производителей кассового оборудования, когда перевод кассового оборудования на работу в новом масштабе цен может провести только работник центра технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования (далее – ЦТО). В этом случае, учитывая количество используемого в Республике Беларусь в сфере торговли и услуг кассового оборудования, одномоментно провести эту работу в начале рабочего дня 1 июля 2016 г. невозможно. 

Вместе с тем, перевод кассового оборудования на работу в новом масштабе цен возможно проводить только по мере готовности кассового оборудования (используемого в нем программного обеспечения) с работой в деноминированных денежных единицах.

Необходимо учитывать, что в настоящее время в республике используются модели кассового оборудования, которые производителям потребуется доработать для обеспечения возможности их функционирования в деноминированных денежных единицах Республики Беларусь в соответствии с Указом № 450, путем доработки (замены) версии программного обеспечения. При этом, после доработки этих моделей кассового оборудования потребуется их производителям пройти процедуру включения в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр). После включения доработанных моделей в Государственный реестр производителям кассового оборудования (возможно через ЦТО) потребуется соответствующий период времени на доработку у субъектов хозяйствования используемого ими кассового оборудования этих моделей, на что также потребуется соответствующий период времени. 

Обращаем внимание, что Указом № 450 предусмотрено параллельное хождение до 31.12.2016 как деноминированных, так и неденоминированных денежных средств.

Таким образом, целесообразно обеспечить перевод кассового оборудования на работу в новом масштабе цен с 1 июля 
2016 г. в возможно максимально сжатые сроки, но с учетом готовности кассового оборудования и возможностей работников ЦТО по ее проведению. При этом, в первую очередь необходимо провести эту работу в отношении кассового оборудования, которое функционирует в едином цикле с платежными терминалами, обслуживающими расчеты  посредством банковских платежных карточек.  

Что касается снятия с регистрации кассового оборудования в налоговом органе, не поддерживающего режим работы в деноминированных денежных единицах Республики Беларусь, то в этом случае необходимо учитывать следующее.

Порядок регистрации (снятия с регистрации) кассового оборудования в налоговом органе регулируется в том числе Инструкцией о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44 (далее – Инструкция № 44). При этом пунктом 10 Инструкции № 44 определены основания, по которым кассовое оборудование подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС. 

В соответствии с пунктом 24 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16, запрещается использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования, не обеспечивающего наличие в платежном документе информации, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами, и таким образом после 31 декабря 2016 г. субъектам хозяйствования запрещено  использование кассового оборудования, не поддерживающего режим работы в деноминированных денежных единицах Республики Беларусь.

Справочно. Техническими нормативными правовыми актами (государственными стандартами), определяющими требования к кассовому оборудованию, приведенными в соответствие с нормами Указа № 450, в качестве обязательного требования предусмотрено формирование и печать платежного документа (чека) с отделением рублей от копеек разделителем, указанным в эксплуатационной документации на кассовое оборудование (символ точки, запятой, идентификатор «р» и «к» или «руб» и «коп»). 

В настоящее время принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 428 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2002 г. № 738», которым предусматривается исключение из Государственного реестра моделей (модификаций) кассового оборудования в случае их несоответствия после 31 декабря 2016 г. требованиям государственных стандартов, определяющим работу кассового оборудования с деноминированными официальными денежными единицами Республики Беларусь.

Таким образом, снятие в налоговом органе с регистрации кассового оборудования, не поддерживающего режим работы в деноминированных денежных единицах Республики Беларусь, будет проводиться по такому основанию, как исключение моделей (модификаций) кассового оборудования из Государственного реестра (подпункт 10.3 пункта 10 Инструкции № 44) либо по заявлению организации (подпункт 10.1 пункта 10 Инструкции № 44).

Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере по состоянию на 31.12.2018 г.
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности