Главная Репортажи

Демографическая ситуация в стране и занятость населения - предмет разговора у Президента

04.08.2017
БТ1
Труд как право на личный успех и труд как вклад в развитие общества и государства. Два самых принципиальных вопроса национальной безопасности - демография (сколько нас?) и занятость (как мы реализуем свой потенциал?) - откровенно, конкретно и детально. Все точки над "і" по 3-му трудовому декрету зафиксировал Андрей Кривошеев.
Все современные экономические школы, идеологии и государственные концепты стоят на идее труда, признавая его абсолютную ценность для личности, общества, государства и цивилизации как таковой. Разнятся только акценты. Одним важнее личный успех, карьера, одним словом, "американская мечта" во всем ее блеске. Для других — труд это "топливо" для солидарного общества и экономики. Третьи упирают на историческую традицию и философию "большого дела" ... и так до бесконечности.

В Беларуси к занятости и труду подходят максимально прагматично. Наша социально ориентированная модель (все льготы, пенсии, пособия, безопасность и стабильность) просто невозможны с таким размахом теневой экономики и таким количеством тех, кто может, но официально не хочет работать и платить налоги как сегодня. Об этом принципиальный разговор на высшем уровне. Об этом обновленные нормы 3-го трудового декрета.

Узкое место белорусской модели — не только широкий социальный пакет от льгот по недвижимости до пособий и отпусков, втрое продолжительнее тех же американских. Против статус-кво белорусская демография, точнее, "яма рождаемости" с середины 80-х до конца лихих 90-х. Последнее большое поколение уже создало семьи и обзавелось первенцами. Дальше спад. А это минус налоги и плюс социальные расходы на поддержку вторых и последующих детей.

Еще позавчера можно было закрыть глаза на теневую экономику и банально неработающих — численность белорусов росла до начала текущего года. И даже слегка перевалила за 9,5 миллиона. Но послезавтра бюджет просто не вынесет двойного бремени. Приходится выбирать - либо дети и сохранение белорусов как нации, либо бизнес, бегающий от налогов, и откровенные бездельники, склонные к криминалу.

Ведь в этом году, несмотря на все траты и усилия, спад в рождаемости. Падение не лавинообразное — все государство работало на меры поддержки. Но тенденция ведь очевидна. Конечно, можно как в Германии или Голландии принять миллионы мигрантов, скрыв дыру рождаемости приезжими.

Но факт в том, что в Беларуси нет даже той плотности коренных граждан, что в Западной Европе. А если бы была — нас было бы от 15 до 20 миллионов. Кстати, столько, по мнению Президента, может прокормить наша земля.

Для поддержки рождаемости в арсенале государства уже есть и работает множество инструментов - от льготного жилья до пособий. Но все это стоит денег. Причем немалых. Миллиарды вкладываются в семейный капитал, удвоение пособий и социальные услуги. Благодаря этому доля вторых и последующих детей, то есть большие семьи, за 15 лет выросли с 47-ми до 60 %.

Результат. Но, если мирится со скрытой безработицей и бегством от налогов, придется повышать отчисления для законопослушных граждан. Где же справедливость? Отсюда принципиальность и общества, и Президента.

Первая попытка третьего декрета восстановить справедливость натолкнулось на слабость исполнения. Трудно найти и вывести на свет теневую экономику - на то она и серая. Трудно из центра разглядеть, почему не работает человек в провинции - работы нет или работа не нужна в принципе. Плюс студенты, сезонные рабочие, люди, попавшие в беду, неэффективные вакансии только на бумаге чиновников. Отсюда запрос на обновленные критерии и меры стимулирования легальной занятости. Правительство предлагает два базовых подхода.

Первая и главная цель политики занятости - предложить достойную работу. С заработанной платой, рядом с человеком и его семейным гнездом. Не тянуть же всех на минские вакансии. Плюс с развитием для провинции. Как это работает, показывает восток Витебщины. Новый швейный цех в Лиозненском районе. Потенциально создает 300 рабочих мест, возвращает людей из российского приграничья с временных подработок.

Никаких серых схем с налогами, зарплатами в конвертах, челночного легпрома. Все прозрачно. Нет проблем и с переподготовкой. Местная власть и инвестор видят каждого человека в районе. Знают, кто на что способен. Квалификацию дают прямо на рабочем месте.

Вот почему обновленный декрет о занятости в первую очередь станет делом местной власти - исполкомов, сельсоветов и шире депутатов всех уровней. Они ближе к человеку. Их задача - сводить инвестора и соискателя работы. Они - опора и гаранты занятости в регионах, где сложнее, чем в мегаполисе, найти хорошую работу. Главное, чтобы не как у Высоцкого - "Минск большой, ему видней", а мы отсидимся. Местная власть обязана включать инициативу, защищать попавших в беду людей, но видеть "хронических" безработных и "спринтеров" от налогов - это ключевое требование и Президента, и общества.

Учитывают обновленные нормы декрета и прошлые ошибки. Вместо десятков баз данных, где трудовая биография человека рассыпается на фрагменты, интегрированная система. По сути, электронное правительство и общество. Введут оперативно. Это и удобство человека - от студенческой льготы до пенсии, и государства - каждый плательщик или неплательщик налогов - как на ладони.

Вообще онлайн-технологии и "цифра" как образ не только труда, но и жизни - будущее Беларуси. Не зря в Послании народу Президент говорил даже не об электронном правительстве, а об электронном государстве. Народ услышал и применил на злобу дня.

Старшеклассники из Червеня разработали онлайн-платформу с горячими вакансиями. Реальную работу на виртуальной площадке уже нашли 20 человек. Интересно, что все не из Червеня. В базе трудоустроенных - Минск, Гомель, Гродно… Стартап "Служба занятости" находит, как постоянную, так и временную работу. Есть предложения и для молодых.

Местная власть инициативе рада. Меньше зависших вакансий, меньше текучка кадров и массовой трудовой миграции в столицу.

Учтут доработанные нормы трудового Декрета и сугубо налоговые меры стимулирования. "Пряник" в виде эффективных рабочих мест и поддержки предпринимательства - хорошо. Но без серьезного спроса с "уклонистов" - мало. Здесь идем вслед за Штатами и Европой. Можем ужесточить ответственность за неуплату и тщательнее сопоставлять расходы и легальные доходы гражданина. Причем все уже сегодня без срока давности и в онлайн-режиме. Есть человек - есть налоговая история.

Например, если "хронический" безработный покупает дом, квартиру или авто класса люкс, он автоматически на прицеле у налоговой. И тут даже заграница не поможет. 

Андрей Ковалевский, начальник управления Министерства по налогам и сборам: "Из свежих примеров встречаются случаи, когда гражданин, неоднократно пересекающий границу, постоянно перевозящий денежные средства, не смог официально подтвердить источники своих доходов. После проверок ему был исчислен подоходный в размере более трех тысяч рублей, который поступил в бюджет в полном размере".

Обновленные нормы третьего декрета должны быть подготовлены к 1 октября. Без "пожара" и продуманно. И в них главное даже не налоги, а социальный договор и справедливость в обществе. Ведь если труд сформировал цивилизованного человека и современную цивилизацию, то крайне важно в наше смутное время не пустить эволюцию вспять.