Главная Инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску ИМНС по Витебской области Справочник плательщика Вопросы - ответы, разъяснения актов налогового законодательства

Актуальные вопросы исчисления налога на недвижимость

26.08.2016
 1. Вопрос: Организацией законсервировано здание. При этом в период консервации здания в аренду сдавалась часть крыши здания под установку антенн сотовых операторов.
Имеет ли организация право на применение в отношении такого здания льготы по налогу на недвижимость в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)?
 Ответ: В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 186 НК освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
 При применении вышеуказанной льготы необходимым условием является соблюдение норм Положения о порядке консервации основных средств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683 (с изменениями и дополнениями, далее – Положение), которое является базовым при проведении организациями консервации зданий и сооружений.
 Так, в соответствии с названным Положением под консервацией основных средств понимается их временное выведение в установленном порядке из хозяйственного оборота в целях обеспечения сохранности и возможности дальнейшего функционирования.
 Из разъяснений Министерства экономики следует, что консервации подлежит только то имущество, которое принято к бухгалтерскому учету, и имеет индивидуальный инвентарный номер. Кроме того, Министерство экономики полагает, что, исходя из общепринятого экономического смысла термина «хозяйственный оборот», предоставление в аренду крыши здания либо её части может трактоваться как использование здания в хозяйственном обороте.
 Таким образом, поскольку нормами подпункта 1.4 пункта 1 статьи 186 НК не предусматривается освобождение от налога на недвижимость части капитального строения (здания, сооружения) и, учитывая отсутствие законодательно установленной возможности консервации части объекта, не имеющей индивидуального инвентарного номера, в ситуации, изложенной в обращении, организация не имеет права на применение льготы по налогу на недвижимость в отношении всего здания, которое задействовано, в том числе и частично, в хозяйственном обороте.
 2. Вопрос: Организацией в 2015 году по объекту незавершенного строительства превышены сроки строительства, установленные проектной документацией. Строительство объекта не окончено и в 2016 году.
При этом в 2015 году, т.е. в период возникновения у организации объекта сверхнормативного незавершенного строительства, финансирование строительства осуществлялось за счет собственных и заемных средств, в 2016 году – как за счет собственных средств, так и за счет средств республиканского бюджета.
 В каком порядке указанный объект сверхнормативного незавершенного строительства следует облагать налогом на недвижимость?
 Ответ: Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 185 НК предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость у организаций объекты сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, финансируемым из бюджета.
 Указанная норма не содержит дополнительных указаний о том, каким именно должен быть удельный вес бюджетного финансирования в общем объеме финансирования объекта сверхнормативного незавершенного строительства (полное бюджетное финансирование, преимущественно бюджетное финансирование или частичное финансирование). Таким образом, для применения вышеприведенной нормы имеет значение исключительно наличие самого факта бюджетного финансирования вне зависимости от его фактического размера и доли в общем объеме финансирования.
 Вместе с тем, объект сверхнормативного незавершенного строительства может быть отнесен к объектам, не признаваемым объектом налогообложения налогом на недвижимость, только после поступления из бюджета финансирования на его строительство. До начала финансирования из бюджета объект сверхнормативного незавершенного строительства подлежит обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.
 Объект, о котором идет речь в вопросе, приобрел статус объекта сверхнормативного незавершенного строительства в 2015 году и до настоящего времени его строительство не завершено. Бюджетные средства направлены на его финансирование только в 2016 году. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание тот факт, что при исчислении налога на недвижимость за текущий налоговый период принимаются во внимание только условия (обстоятельства), которые сложились (наступили) в текущем либо предыдущем налоговых периодах, в ситуации, изложенной в вопросе, за 2015 по объекту сверхнормативного незавершенного строительства следует исчислить налог на недвижимость в общеустановленном порядке по ставке 2%. При этом факт бюджетного финансирования, произошедший в следующем налоговом периоде (2016 год), не принимается во внимание и не влияет на порядок налогообложения 2015 года.
 В 2016 году после начала бюджетного финансирования объект сверхнормативного незавершенного строительства исключается из объектов налогообложения налогом на недвижимость. При этом в налоговую базу не включается стоимость объекта сверхнормативного незавершенного строительства в полном объеме, в том числе и та её часть, которая профинансирована из средств, не относящихся к бюджетному финансированию.
 3. Вопрос: На баланс организации на безвозмездной основе от других организаций поступают капитальные строения (здания, сооружения), остаточная стоимость которых отсутствует или составляет 0 руб.
Как правило, такие объекты принимаются к учету по стоимости, определенной собственными силами.
 Одновременно для обеспечения достоверной рыночной оценки таких объектов, привлекается оценщик, который выдает соответствующее заключение об оценке объекта в течение 2-х месяцев. При этом рыночная стоимость объекта, определенная оценщиком, отличается от стоимости, определенной комиссией организации.
 Исходя из какой стоимости в изложенной ситуации следует определять налоговую базу налога на недвижимость?
 Ответ: В соответствии с пунктом 7 статьи 189 НК при приобретении организациями в течение года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете, приобретенных капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.
 Пунктом 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, определено, что первоначальная стоимость безвозмездно полученных от других лиц основных средств определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений в долгосрочные активы.
 Учитывая изложенное, капитальные строения (здания, сооружения), полученные организацией безвозмездно, подлежат обложению налогом на недвижимость с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место получение таких капитальных строений (зданий, сооружений). При этом налоговую базу в изложенной в запросе ситуации следует определять по остаточной стоимости, рассчитанной на базе текущей рыночной стоимости полученных безвозмездно объектов на дату принятия их к бухгалтерскому учету в качестве вложений в долгосрочные активы.
 Пунктом 10 статьи 189 НК предусмотрено, что организациями, на которые распространяются положения пункта 7 статьи 189 НК, соответствующие изменения и дополнения вносятся в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место приобретение (возникновение) капитальных строений (зданий, сооружений). Таким образом, в случае, когда информация о текущей рыночной стоимости полученных безвозмездно объектов позже 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место безвозмездное получение капитальных строений (зданий, сооружений) поступает позже 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место безвозмездное получение капитальных строений (зданий, сооружений), организации следует внести соответствующие изменения и дополнения именно в те графы и строки налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость, которые подлежали корректировке не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место безвозмездное получение капитальных строений (зданий, сооружений).
 Так, например, если капитальное строение (здание, сооружение) получено безвозмездно в сентябре 2015 года, а информация о его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений в долгосрочные активы стала известна только в январе 2016 года, то такие данные о рыночной стоимости полученного объекта должны повлиять на размер налоговой базы, принимаемой во внимание при расчете налога на недвижимость за IV квартал 2015 года.

Управление налогообложения                                                 
организаций инспекции МНС
по Витебской области