Главная Инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску ИМНС по Минской области Справочник плательщика Вопросы-ответы, разъяснения актов налогового законодательства

Вопрос. Налоговая инспекция в г. Борисове установила факт оказания физическим лицом А, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, физическому лицу Б  услуг в сфере строительства (покраска стен).

Какие меры ответственности будут применены к физическому лицу?

05.10.2015

Ответ. Услуги в сфере строительства, оказываемые потребителям  в соответствии со статьей 296  Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), включены в перечень видов деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) (п.п. 1.15 п.1 статьи 296).

Для целей Кодекса потребители – граждане, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом, услуги в сфере строительства не определены  в статье 295 Кодекса как виды деятельности, которые могут осуществлять физические лица без обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, для оказания услуг в сфере строительства требуется обязательная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Применение мер ответственности в приведенном в вопросе случае зависит от того впервые установлен такой факт либо в отношении этого физического лица А такие факты установлены два раза и более, т.е. налоговым органом установлено систематическое осуществление деятельности.

1. Для ситуации, когда факт оказания услуг в сфере строительства установлен впервые.

В этой ситуации в соответствии с пунктом 2-1 статьи 299 физическому лицу А будет исчислен единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц с применением коэффициента 5. При этом при наличии у физического лица А права на льготу, единый налог исчисляется с учетом норм статьи 297 Кодекса.

Кроме того, физическому лицу выносится предупреждение о мерах ответственности за занятие незарегистрированной предпринимательской деятельностью.

Налоговый орган на основании акта тематической оперативной проверки выписывает налоговое извещение на уплату единого налога. В соответствии с пунктом 11 статьи 299  Кодекса физическое лицо А обязано уплатить исчисленную пятикратную сумму единого налога не позднее дня, следующего за днем вручения ему  налоговым органом налогового извещения.

В случае уплаты единого налога после указанного срока физическое лицо дополнительно обязано будет уплатить пени в соответствии со статьей 52 Кодекса.

Пример1.

Допустим, что в рассматриваемой ситуации физическое лицо А – мужчина, достигший возраста шестидесяти лет, оказывал услуги без привлечения к деятельности других физических лиц. Поскольку услуги в сфере строительства  оказывались им в г. Борисове, исчисление единого налога будет производиться исходя из ставок, установленных решением Минского областного Совета депутатов от 06.02.2015 № 65, – исходя из 765,0 тыс. рублей.

 Независимо от вида получаемой пенсии физическое лицо А имеет право на льготу по единому налогу в размере 20 процентов (п.п. 2.2 статьи 297 Кодекса).

За указанное нарушение физическому лицу А необходимо будет уплатить единый налог в сумме 3060,0 тыс. рублей (765,0х0,8х5),

где 765,0 – ставка налога при осуществлении деятельности в г. Борисове;

0,8 – коэффициент, учитывающий льготу 20%;

5 – коэффициент, установленный пунктом 2-1 статьи 299 Кодекса.

2. Для ситуации, когда установлен факт систематического осуществления деятельности.

В приведенной ситуации в дополнение к перечисленным выше мерам ответственности на физическое лицо А налоговым органом будет составлен протокол о совершении административного правонарушения – занятие предпринимательской деятельностью, осуществляемой без государственной регистрации. Меры ответственности в отношении физического лица будут применены судом в соответствии с частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Согласно указанной  статье КоАП ответственность предусмотрена в виде штрафа в размере до ста базовых величин (по состоянию на 01.10.2015 базовая величина составляет 180,0 тыс. рублей) с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.