Главная Инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску ИМНС по Гомельской области Справочник плательщика Вопросы-ответы, разъяснения актов налогового законодательства

Вопросы по исчислению налога на недвижимость, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции

22.07.2013

Вопрос. В 2013 году у общества с дополнительной ответственностью часть капитальных строений (зданий, сооружений) числится в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» до момента их государственной регистрации, а часть приобретенных (возведенных) в 2013 году капитальных строений (зданий, сооружений) переводилась в категорию долгосрочные активы, предназначенные для реализации, числятся на счете 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации», и по ним прекращалось начисление амортизации в течение 12 месяцев.

Следует ли уплачивать налог на недвижимость в 2013 году по капитальным строениям, учтенным на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» до их государственной регистрации и по учтенным  на счете 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации»?

Необходимо ли будет производить организации  пересчет налога на недвижимость при переводе в 2014 году капитальных строений со счета 47 в категорию основных средств, с учетом произведенных записей в бухгалтерском учете по корректировке сумм амортизации и результатов переоценки?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.

Для целей исчисления налогом на недвижимость капитальным строением (зданием, сооружением) признается строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям).

Налоговая база налога на недвижимость согласно подпункту 1.1. статьи 187 НК определяется организациями - исходя из наличия на 1 января календарного года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест по остаточной стоимости и стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 189 НК при приобретении организациями в течение года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест либо возникновении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, машино-мест, а также признании плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций, в том числе бюджетных, на основаниях, указанных в статье 184 НК, годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости приобретенных либо возникших капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства, а также остаточной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест при признании плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций, в том числе бюджетных, на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение (возникновение, признание плательщиками налога на недвижимость), и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

С 01.01.2013 вступила в силу Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 №26 (далее – Инструкция №26), согласно пункту 4 которой активы, принимаемые к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, до их обязательной государственной регистрации, сертификации и т.п. отражаются на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Согласно Инструкции №26 остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (переоцененной) стоимостью основного средства и накопленными по нему за весь период эксплуатации суммами амортизации и обесценения.

Таким образом, налоговая база по налогу на недвижимость  (остаточная стоимость) может быть определена только в отношении объектов, числящихся в бухгалтерском учете в качестве основных средств.
Кроме того, статьей 220 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – НК) предусмотрено, что право собственности на строящиеся капитальные строения (здания, сооружения) и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента завершения создания этого имущества, если иное не предусмотрено законодательством.

В случаях, когда вновь созданное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, право собственности на него возникает с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно статье 224 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законодательством.

Пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З (ред. от 30.12.2011) "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" определено, что право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения и удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

Учитывая изложенное, капитальные строения (здания, сооружения), их части, передаточные устройства, подлежащие обязательной государственной регистрации и отраженные в бухгалтерском учете до их регистрации на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы», налогом на недвижимость до перевода их в состав основных средств не облагаются.

Обращаем внимание, что по приобретенным капитальным строениям (зданиям, сооружениям) до их обязательной государственной регистрации плательщиком налога на недвижимость признается организация-продавец.

Для учета долгосрочных активов (включая объекты основных средств), в отношении которых организация приняла решение о реализации, типовым планом счетов бухучета предусмотрен счет 47 "Долгосрочные активы, предназначенные для реализации".

Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о долгосрочных активах, предназначенных для реализации, в том числе порядок перевода амортизируемых долгосрочных активов со счета 01 на счет 47 определен Инструкцией  по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 №25, которая вступила в силу с 01.01.2013 года.

Вместе с тем, НК не предусмотрено исключение из налоговой базы для исчисления налогом на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений) переведенных в категорию долгосрочных активов, предназначенных для реализации и учитываемых на счете 47.

Налоговая база налога на недвижимость определяется организациями (иным обязанным лицом) исходя из наличия на 1 января календарного года капитальных строений (зданий, сооружений), машино-мест по остаточной стоимости (пункт 1 статьи 187 НК).

Пунктами 6, 7 статьи 189 НК установлен порядок пересчета налога в случае возникновения (утраты) в течение года льготы по налогу на недвижимость, а также приобретения или выбытия капитальных строений (зданий, сооружений). При этом, если в течение года капитальные строения (здания, сооружения), числящиеся в составе основных средств по состоянию на 1 января, не выбывают, налоговая база в отношении данных капитальных строений (зданиям, сооружениям) остается неизменной. 

С учетом вышеизложенного, налоговая база по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), переведенным в 2013 году в категорию долгосрочных активов и предназначенных для реализации, будет определяться исходя из остаточной стоимости на 01.01.2013, в том числе, если данные капитальные строения не будут реализованы в течение 2013 года. В случае перевода в долгосрочные активы, предназначенных для реализации капитальных строений (зданий, сооружений), приобретенных (возведенных) в 2013 году, налоговая база будет определяться исходя из остаточной стоимости на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором данные капитальные строения будут введены в состав основных средств.

Порядок определения налоговой базы по налогу на недвижимость в части основных средств, переведенных в категорию долгосрочных активов, предназначенных для реализации  в 2014, будет определяться исходя из законодательства 2014 года.

Вопрос. Сельскохозяйственное предприятие сдает жилые дома своим работникам, которые уплачивают плату за техническое обслуживание, капитальный ремонт, а также возмещают расходы по водоснабжению и отводу стоков.

Следует ли включать в налоговую базу при исчислении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции плату за жилищно-коммунальные услуги и возмещаемые расходы?  

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 304 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) налоговая база единого налога  для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог) определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в свою очередь признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – выручка) и внереализационных доходов.

Согласно пункту 1 статьи 31 НК реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.

Следовательно, при оказании услуг по водоснабжению и отводу стоков жилого дома собственными силами сельскохозяйственного предприятия, денежные средства, полученные от физических лиц, проживающих в этом жилом доме, в качестве оплаты за коммунальные услуги будут являться выручкой и соответственно включаться в налоговую базу для исчисления единого налога. В случае, если  водоснабжение и отвод стоков жилого дома осуществляется сторонними организациями, то данные денежные средства выручкой сельскохозяйственного предприятия не являются и соответственно не включаются в налоговую базу для исчисления единым налогом. 

Жилищно-коммунальными услугами согласно пункту 10 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) признаются услуги по поддержанию и (или) восстановлению надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, по обеспечению их благоустроенности, благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, включающие в себя коммунальные услуги, техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт и иные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с договорами, в том числе:

-техническое обслуживание - это жилищно-коммунальная услуга по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов путем устранения их незначительных неисправностей, обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию инженерных систем, поддержанию и восстановлению надлежащего санитарного и технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), придомовой территории, подготовке к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года (пункт 55 статьи 1 ЖК).

-капитальный ремонт – это жилищно-коммунальная услуга по восстановлению основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), их конструктивных элементов, инженерных систем, утраченных в процессе эксплуатации (пункт 25 статьи 1 ЖК).

Согласно договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда наймодатель, в рассматриваемом случае сельскохозяйственное предприятие, обязан осуществлять своевременное и полное техническое обслуживание предоставленного жилищного фонда, а также производить реконструкцию или капитальный ремонт жилого дома в соответствии с установленными нормативами.  

В свою очередь наниматели согласно подпункту 1.2. пункта 1  постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1999 N 1332 "Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами" (далее – постановление №1332) обязаны ежемесячно участвовать в финансировании в многоквартирных жилых домах соразмерно занимаемой ими общей площади жилых помещений доли затрат по фактическим расходам, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий в виде платы за техническое обслуживание.

Плата за техническое обслуживание осуществляется по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством в расчете на 1 кв. метробщей площади жилых помещений.

То есть, при техническом обслуживании жилищного фонда происходит оказание услуг (выполнение работ) сельскохозяйственным предприятием физическим лицам (нанимателям), следовательно плата за техническое обслуживание включается в налоговую базу (выручку)  для исчисления единым налогом.

Согласно подпункту 1.5. пункта 1 постановления №1332 наниматели производят обязательные ежемесячные отчисления на капитальный ремонт жилых домов в размере 100 процентов от суммы платы за техническое обслуживание жилых помещений, рассчитанной в соответствии с подпунктами 1.2, 1.4, 1.6 и 1.6-1 пункта 1 постановления №1332.

Эти отчисления аккумулируются на субсчетах организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, местных исполнительных и распорядительных органов, открываемых для накопления средств, поступающих от населения на капитальный ремонт жилищного фонда.

Следовательно, отчисления на капитальный ремонт,  поступившие ранее от физических лиц будут включаться в налоговую базу (выручку)  для исчисления единым налогом по мере осуществления капитального ремонта жилищного фонда в части законченных объемов работ, оформленных соответствующими актами выполненных работ.

 

Вопрос. На предприятии до 2010 года имелся объект сверхнормативного незавершенного строительства  (далее - объект №1). В ходе проведенных мероприятий по сокращению объемов сверхнормативного незавершенного строительства данный объект был перепрофилирован, в результате чего была разработана и утверждена проектная документация на объект №2. Нормативный срок строительства согласно проектно-сметной документации объекта №2 составляет 30 месяцев.

Когда перестает быть объектом сверхнормативного незавершенного строительства  объект №1 и приобретает  ли статус  сверхнормативного незавершенного строительства объект №2 для исчисления налога на недвижимость?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.

Для целей исчисления налога на недвижимость капитальными строениями (зданиями, сооружениями) сверхнормативного незавершенного строительства признаются капитальные строения (здания, сооружения), по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся на реконструкции, модернизации.

Таким образом, для отнесения объекта к капитальным строениям (зданиями, сооружениями) сверхнормативного незавершенного строительства принимается срок указанный в проектной документации.

С учетом вышеизложенного,  объект  №1 в целях налогообложения налогом на недвижимость перестает быть объектом  сверхнормативного незавершенного строительства только после начала строительных работ по новому проекту объекта №2.

Пунктом 7 статьи 189 НК предусмотрено, что при возникновении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое возникновение, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Согласно пункту 6 главы 1  Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета", утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 №26 (далее – Инструкция №26) единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Таким образом, если согласно экспертизе проектно-сметной документации объекта №2  создаются новые капитальные строения (здания, сооружения), то при превышении нормативных сроков строительства  в отношении таких возводимых объектов необходимо производить исчисление и уплату налога на недвижимость, как по капитальным строениям (зданиям, сооружениям) сверхнормативного незавершенного строительства.

С учетом ситуации, приведенной в вопросе, исчисление налога на недвижимость в 2013 году осуществляется исходя из стоимости сверхнормативного незавершенного строительства на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место превышение нормативных сроков строительства  по объекту №2, окончание строительства которых приводит к образованию новых инвентарных объектов.

При этом статус объекта сверхнормативного незавершенного строительства у объекта №2 возникнет после истечения срока продолжительности строительства, установленного разработанной и утвержденной проектно-сметной документацией этого объекта.

 

Пресс-центр инспекции МНС

Республики Беларусь

по Гомельской области

74 58 33