Вопрос-ответ
Специальные проекты
Ответ
Налоговые органы разъясняют следующие вопросы по администрированию сбора за размещение (распространение) рекламы:
- порядок заполнения и представления расчета по сбору в налоговые органы;
- порядок уплаты (включая возможность уплаты сбора за плательщика иными лицами), взыскание сбора в бюджет;
- применение ответственности за несвоевременные представление расчета в налоговые органы и несвовременную уплату в бюджет сбора.
Ответ
Форма расчета по сбору за размещение (распространение) рекламы утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19.04.2022 № 16 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2» (приложение 396 к постановлению Министерства по налогам и сборам  Республики Беларусь от 03.01.2019 №  2).
Ответ
Расчет представляется только при наличии объекта обложения указанным сбором.
Ответ
Расчет по сбору за размещение (распространение) рекламы представляется организацией в налоговый орган по месту постановки организации на учет.
Ответ
В расчете, представляемой организацией, подлежат отражению сведения по деятельности организации и всех ее филиалов.
Ответ
Первый отчетный период в 2022 году, за который плательщиком при наличии объекта обложения указанным сбором представляется расчет, - 2 квартал 2022 года. Срок представления расчета за 2 квартал 2022 года - не позднее 20 июля 2022 года.
Ответ
В расчете за 2 квартал 2022 г. отражаются показатели за май-июнь 2022 года.
Ответ
Не позднее 22 июля 2022 года.
Ответ
С учетом положений части второй подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131, части второй пункта 2 статьи 42 Налогового кодекса Республики Беларусь, уплата сбора может осуществляться за плательщика иным лицом, которое не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченных за плательщика налога, сбора (пошлины).
Ответ
Иностранная организация, представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность в Республике Беларусь, с учетом норм пункта 3 статьи 51, статьи 51-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, не является юридическим лицом Республики Беларусь и, соответственно, плательщиком сбора за размещение (распространение) рекламы не признается.
Ответ
Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора размещение (распространение) рекламы является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.
Таким образом, сбор исчисляется со стоимости фактически оказанных для рекламодателя услуг за размещение (распространение) рекламы без суммы НДС, предъявленной рекламодателю исполнителем такой услуги в первичном учетном документе и ЭСЧФ в соответствии со статьей 130 Налогового кодекса Республики Беларусь, вне зависимости от того является ли рекламодатель плательщиком НДС или нет.
Ответ
Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.
Таким образом, сбор исчисляется со стоимости фактически оказанных для рекламодателя услуг за размещение (распространение) рекламы без суммы НДС, предъявленной рекламодателю исполнителем такой услуги в первичном учетном документе и ЭСЧФ в соответствии со статьей 130 Налогового кодекса Республики Беларусь, вне зависимости от того принимается ли рекламодателем предъявленная ему исполнителем услуг сумма НДС к вычету или относится на увеличение стоимости оказанных для него услуг.
Ответ
Сбор за размещение (распространение) рекламы введен с 1 мая 2022 г. Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.
В рассматриваемой ситуации сбор за размещение (распространение) рекламы нужно исчислить, потому как услуги по размещению (распространению) рекламы оказаны для рекламодателя в мае 2022 г.
Порядок расчетов между сторонами договора за указанные услуги (аванс или последующая оплата) не оказывает влияния на определение базы сбора.
Ответ
Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.
Факт оказания для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы подтверждается первичным учетным документом, составленном в установленном законодательством порядке.
Таким образом, база по сбору размещение (распространение) рекламы организацией, ведущей бухгалтерский учет, определяется исходя из стоимости услуг по размещению (распространению) рекламы, оказанных для рекламодателя, отраженной в белорусских рублях в бухгалтерском учете. Порядок расчетов между сторонами договора за указанные услуги не оказывает влияния на определение базы сбора.
Ответ
Подпунктом 2.1 пункта 2 Указа № 131 установлено, что плательщиками сбора являются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131.
Перечисление в республиканский бюджет сбора осуществляется плательщиками сбора с учетом деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц (часть третья подпункта 2.9 пункта 2 Указа № 131).
Пунктом 3 статьи 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии с подпунктом 2.10 пункта 2 Указа № 131 сбор включается организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
С учетом изложенного, плательщиком сбора является головная организация юридического лица, которая и включает сумму сбора в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.