Актуальные вопросы

Актуальные вопросы

Об анализируемых сделках по предоставлению займов резиденту СЭЗ

К таким сделкам относятся, в том числе сделки, совершенные организацией, применяющей общий порядок налогообложения и являющейся плательщиком налога на прибыль (далее – организация) с взаимозависимым лицом – резидентом СЭЗ по предоставлению займа (пункт 2 статьи 87 НК, подпункт 1.2 пункта 1 статьи 88 НК).

Предоставление займа относится к анализируемой сделке, если его сумма и сумма иных сделок с резидентом СЭЗ (если помимо займа были иные виды сделок, сумма займа и сумма иных сделок суммируются) в календарном году превышает 400 000 белорусских рублей (2 000 000 белорусских рублей - для организации, включенной в перечень крупных плательщиков), определенная с применением положений главы 11 НК.

Для сделок по предоставлению займов ценой сделки признается сумма займа без учета процентов.

Примененная сторонами анализируемой сделки ставка процентов (сумма дохода) сопоставляется со ставками процентов (суммой дохода), сложившимся в сопоставимых сделках по предоставлению займов.

Для определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок по предоставлению займов учитываются:

кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа и лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией;

характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства;

срок, на который предоставляется заем;

валюта займа;

порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая), дохода от долгового обязательства;

иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки, дохода от долгового обязательства (вознаграждения) (часть вторая подпункта 2.1 пункта 2 статья 89 НК).

При отсутствии информации о сопоставимых сделках по предоставлению займа (сделок, заключенных анализируемой организацией с иными организациями, а также сделок, заключенных иными организациями кроме банков) используются информация о совершенных в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях банковских вкладах (депозитах), выпусках облигаций юридических лиц, размещенных (находящихся в обращении) в месяце заключения договора анализируемого займа (внесения изменений в заключенный договор анализируемого займа, предусматривающих корректировку условий о размере процентов (дохода от долговых обязательств)) или в месяце обращения (размещения) эмиссионных ценных бумаг или выдачи (передачи) векселя в случаях оформления анализируемого займа векселем или облигацией (абзац четвертый пункта 2 статьи 90 НК).

Таким образом, сделка по предоставлению организацией – плательщиком налога на прибыль займа взаимозависимому резиденту СЭЗ подлежит контролю соответствия рыночным ценам. В данном случае налоговые органы проверяют соответствие ставки процентов (суммы дохода) по анализируемому займу со ставкой процентов (суммой дохода) по займам в сопоставимых сделках.

Обращаем внимание, что если резидент СЭЗ предоставляет займ взаимозависимому юридическому лицу – плательщику налога на прибыль, то такая сделка будет в аналогичном порядке признаваться анализируемой сделкой.

19.02.2020

Организация реализует товар (за исключением недвижимого имущества) белорусскому индивидуальному предпринимателю-взаимозависимому лицу. Подлежит ли контролю на предмет трансфертного ценообразования такая сделка?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) к сделкам, подлежащим контролю соответствия рыночным ценам, относятся, в частности, сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, совершенные со взаимозависимым лицом - налоговым резидентом Республики Беларусь, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершены сделки. К таким лицам относятся:

  • резиденты свободных экономических зон;
  • плательщики, применяющие особые режимы налогообложения;
  • плательщики, осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях, резиденты Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал", Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень".

В соответствии со статьей 166 НК плательщиками налога на прибыль признаются организации, следовательно только для данной категории лиц предусматривается возможность применения льгот по налогу на прибыль, которые предоставляются путем освобождения от налога на прибыль либо возможностью не исчислять и не уплачивать налог.

Таким образом, сделки организации по реализации товара (за исключением недвижимого имущества) индивидуальному предпринимателю – резиденту Республики Беларусь не подлежат в рамках главы 11 НК контролю соответствия рыночным ценам.

31.12.2019

О возможности использования при определении рыночной цены для целей налогообложения результатов независимой оценки

Министерством по налогам и сборам совместно с заинтересованными лицами рассмотрен вопрос о возможности использования при определении рыночной цены для целей налогообложения результатов независимой оценки и сообщается следующее.

Статьей 88 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) определены сделки, которые подлежат контролю соответствия рыночным ценам. К таким сделкам, в частности, относятся сделки, совершенные со взаимозависимым лицом, с плательщиком, применяющим особые режими налогообложения, по реализации или приобретению:

  • недвижимого имущества (его части), в том числе сделки, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещений;
  • жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенные после государственной регистрации создания объекта строительства.

Для установления правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка при определении рыночных цен (рыночных показателей рентабельности) используется информация, указанная в статье 90 НК. К такой информации, в частности, относятся сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оценочной деятельности на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии - однородным) товарам в сопоставимом налоговом периоде.

Отношения, связанные с осуществлением оценочной деятельности и возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь, регулируются Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 (далее – Положение).

Пунктом 1 Положения определено, что объектами гражданских прав, подлежащими оценке в соответствии с данным Положением, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы, доли в уставных фондах юридических лиц, ценные бумаги, имущественные права и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности (далее - объекты оценки).

Согласно подпункту 3.1 пункта 3 Положения стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться с использованием рыночных методов оценки, в том числе сравнительного метода, основанного на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам.

Исходя из подходов, изложенных в главе 11 НК, данный метод оценки является наиболее возможным для использования при определении стоимости имущества на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии - однородным) товарам.

В этой связи, для возможности использования сведений о рыночной стоимости недвижимого имущества, определенной по результатам независимой оценки, в целях применения пункта 1 статьи 90 НК, при заключении с исполнителем оценки соответствующего договорана оказание услуг по проведению независимой оценки (далее – Договор) и приеме результатов таких услуг следует обращать внимание на следующие аспекты (условия проведения оценки стоимости).

1. Согласно пункту 15 Положения результат независимой оценки может использоваться только в соответствии с целью оценки, указанной в заключении об оценке. В этой связи рекомендуется при заключении Договора конкретно указывать цель оценки. Например, возможна следующая формулировка цели оценки «иные цели, не противоречащие законодательству - для определения налоговой базы налога на прибыль по реализации (приобретению) (указать предполагаемый предмет сделки) на соответствие рыночным ценам, сложившимся на рынке идентичного (однородного) недвижимого имущества в сопоставимых условиях».

2. В Договоре и (или) задании на оценку необходимо предусмотреть условие, чтобы оценка рыночной стоимости недвижимого имущества производилась оценщиком с использованием только сравнительного метода оценки.

3. При приеме результатов оказанной услуги по независимой оценке необходимо обращать внимание, чтобы отчет об оценке содержал сведения, предусмотренные пунктом 12 Положения, в частности:

  • описание объекта оценки (техническое и иное, включая перечень ограничений (обременений) прав на объект оценки при их наличии);
  • данные, использованные для оценки, с указанием их источника;
  • анализ данных, использованных для оценки;
  • основные предпосылки и ограничения, с учетом которых проводилась оценка;
  • анализ рынка объектов-аналогов;
  • расчеты и их обоснование, описание процедуры определения стоимости сравнительным методом оценки и выбранными методами расчета стоимости.

4. При использовании организацией результата независимой оценки для обоснования рыночной цены документы оценки (заключение и отчет об оценке) представляются налоговому органу при проведении им контрольных мероприятий.